Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Церковные суеверия и предрассудки

«Негодных же и бабьих басен
отвращайся, а упражняй себя в
благочестии…» ( 1 Тим., 4:7)

Удивительно, но факт: для церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьёзных проблем. Со времён князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять «устным источникам информации» — нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во что бы он ни верил — он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Язычество — это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, нередко можно наблюдать в церковной ограде.

Родная сестра язычества — магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт.3: 5). В основе магизма лежит принцип: «ты — мне, я — тебе». Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным бабкам и экстрасенсам. Другая крайность — это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать», «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», заметим, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Боже упаси кого — нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинён в колдовстве. Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них: дескать, меня водой облили — теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживает время очередного нестроения ума в виде ИННеизма и авторитета т.н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и её учению. Сюда же можно отнести и технофобию — страх перед прогрессом. По мнению «технофобов», компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т.п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Целый комплекс суеверий можно объединить под названием «некрофобии» — боязни покойников и всего, что с ними связано. Это первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстаёт от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Но если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинное любящий человек желает знать всё о предмете своей любви.

Поэтому — лучшее лекарство от лжи и заблуждений — это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви, как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственной греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить ещё больших чудовищ, чем сон разума.

Подготовил Александр Журавлёв по материалам статьи иерея Александра Пикалева.