- Церковь с.Льялово - https://lyalovo.ru -

Церковные суеверия и предрассудки

Запись добавлена 20.07.2008 @ 16:18

«Негодных же и бабьих басен
отвращайся, а упражняй себя в
благочестии…» ( 1 Тим., 4:7)

Удивительно, но факт: для церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьёзных проблем. Со времён князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять «устным источникам информации» — нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во что бы он ни верил — он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение, особенно на уровне быта. Язычество — это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, нередко можно наблюдать в церковной ограде.

Родная сестра язычества — магия, т.е. стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог (Быт.3: 5). В основе магизма лежит принцип: «ты — мне, я — тебе». Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается, в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным бабкам и экстрасенсам. Другая крайность — это когда ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь «поплакать», «потреблять» благодать, ничего не давая взамен.

Возвращаясь к теме «свечного благочестия», заметим, что для многих людей элементарнейший акт возжигания свечей в храме является чуть ли не самым основным в их духовной жизни. Боже упаси кого — нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-нибудь свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть даже обвинён в колдовстве. Многих прихожан надо просто «купать» во время водосвятного молебна, слова «капля освящает море» не для них: дескать, меня водой облили — теперь и здоровье будет, и грехи простятся.

В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманию — поиск старцев, а если быть точнее — вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживает время очередного нестроения ума в виде ИННеизма и авторитета т.н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и её учению. Сюда же можно отнести и технофобию — страх перед прогрессом. По мнению «технофобов», компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т.п. суть бесовщина. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.

Целый комплекс суеверий можно объединить под названием «некрофобии» — боязни покойников и всего, что с ними связано. Это первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти.

Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежде, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстаёт от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.

Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь. Но если человек верит во Христа, то он стремится как можно глубже и подробнее узнать о своей вере, как истинное любящий человек желает знать всё о предмете своей любви.

Поэтому — лучшее лекарство от лжи и заблуждений — это любовь к Богу, к Его святому закону и к Церкви, как вместилищу Божественной благодати, а любовь эта достигается через покаяние, осознание собственной греховности. Каждому верующему необходимо понять, что он сам в силу своей греховности является причиной своих духовных и житейских проблем, а не колдунья, живущая по соседству.

Несомненно, велико искушение превратить христианство в мистический бытовой придаток, но христианство — это религия спасения. Об этом забывать нельзя. Сон духа способен породить ещё больших чудовищ, чем сон разума.

Подготовил Александр Журавлёв по материалам статьи иерея Александра Пикалева.

 


URL адрес сайта Церковь с.Льялово: https://lyalovo.ru

URL адрес записи: https://lyalovo.ru/lestvica/755