На протяжении всей своей земной истории человек приносил жертвы божествам. То есть дарил им что-то, что было дорого и приятно ему самому, чтобы умилостивить в случае бедствия, возблагодарить за успех и благоденствие или просто выразить свою преданность. Идея жертвы присутствует во всех религиях, и формы ее разнообразны до бесконечности. Но Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Жертва христианина Богу — чистое сердце и любовь, которой хочется поделиться с другими. Ведь для любящего отдавать — зачастую даже большее счастье, чем получать самому. Поэтому в праздники мы дарим подарки родным, близким, друзьям, знакомым… Но если подарок — это предметное выражение нашей любви, то очень важно, чтобы он как можно более полно отражал нашу любовь к конкретному человеку, по-настоящему его обрадовал, был бы ему действительно нужен. Сегодня некоторые предпочитают дарить просто деньги (человек-де сам решит, что ему нужнее). Конечно, это лучше, несовершенстве нашей любви, когда, ссылаясь на занятость, отсутствие времени (а нам всегда ведь некогда!), просто «отстёгиваем» некоторую сумму, формально исполняя свой «христианский долг»? Много ли радости от такого подарка?…
Христос призывает нас не забывать и о тех, кто одинок в этом мире, кто остался без участи взаимности, любви. Особенно горька эта оставленность среди всеобщей радости и праздничного ликования. Вот почему в христианском мире существует древняя традиция поздравлять с праздником не только «сродников и знаемых», но и тех, кто, находясь в тяжелой жизненной ситуации, не может разделить с нами это торжество — в храме, а потом и за парздничным столом: тяжело больных, заключённых, немощных… Там, среди них — Христос, и, вспомнив о них, посетив и поздравив их, мы послужим Самому Христу (Мф. 25:31-46).
Материал использован из журнала «ФОМА» №9, 2005