Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

2-3 февраля 2016 года состоялся Освящённый Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

Кратко расскажем об итогах Собора.

Первой темой, рассматриваемой на Архиерейском Соборе, была подготовка Всеправославного Собора, который должен состояться на Пятидесятницу сего года (19 июня) на греческом острове Крит.

Далее Архиерейский Собор со вниманием заслушал доклад Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о жизни Украинской Православной Церкви в нынешний сложный исторический период. Собор обращается ко всей Полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви.

Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Работа по проведению комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи продолжается.

Архиерейский Собор прославил в лике святых преподобных воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, благоверного князя Ярослава Мудрого, афонских подвижники прп. Аристоклия (Амвросиева, 1846-1918) Афонского и прп. Кукшу (Величко, 1875-1964) Одесского, прп. Лаврентия (Проскура) Черниговского (1868-1950). В числе решений Архиерейского Собора стало прославление в лике святых доктора Евгения Боткина, который сопровождал Царскую семью в Екатеринбурге и был убит вместе с Царственными страстотерпцами.

Важным деянием Архиерейского Собора стала канонизация архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Этот иерарх Русской Православной Церкви в трудные послереволюционные годы вынужден был покинуть Россию, прожил почти три десятилетия в Болгарии, прославился своими чудесами как при жизни, так и после смерти. «Нескончаемый поток православных паломников со всей Болгарии и из других стран стекается ежедневно к_его гробнице, которая расположена в крипте русского Никольского храма в Софии, где он был настоятелем в течение 29 лет. 26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь. Этот день и будет считаться днем памяти новопрославленного святителя.

Приводим некоторые высказывания и поучения святителя Серафима (Соболева):

– Если на тебя найдет уныние, читай жития святых. Старайся прочитать хотя бы несколько строк из них. Для души они словно благодатный дождь, который освежает, ободряет и радует. Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат.

– Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, – такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.

– Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелетные птицы. Всегда помни слова: «Люта зима, но рай сладок».

 

О молитве

– Господь близко, если позовешь Его – сразу откликнется!

– Молитва спасает от всех бед.

– Если тебе трудно молиться и твое сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче.

– В течение дня постоянно повторяй «Богородице Дево», и, если всегда будешь так делать, Матерь Божия будет тебя любить. Когда молишься Пресвятой Богородице, называй Ее Девой. Это особенно ненавистно бесам.

Духовное чадо владыки Серафима поделился с ним, что ему трудно удерживать внимание на словах молитвы. Владыка сказал ему: «Именно в этом все и состоит – чтобы постоянно понуждать себя ко вниманию, постоянно возвращать свой ум в сердце, потому что только так обретается настоящая молитва».

О молитве владыка Серафим говорил и так: «Ни одна наша молитвенная слеза не напрасна».

 

О любви и послушании

– Любовь к Богу состоит в соблюдении Его заповедей.

– В брате своем нужно видеть Ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека – любить и жалеть.

Владыка Серафим говорил о себе: «Ничто так меня не огорчает, как огорчительные слова, сказанные ближним, пусть даже по необходимости».

– Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретешь тогда, когда отбросишь себялюбие.

– Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!

– Послушание есть любовь, а непослушание – нелюбовь, попрание любви. Никогда не отказывайся от послушания.

– В непослушании кроется гордость. В смирении кроется любовь. В гордости нет любви. Все твои несчастья идут от твоей гордости.

 

О смирении

– Ничто не может помочь нам спастись, кроме смирения. Мы смиряемся перед своими ближними, когда не осуждаем их.

– Имей смирение. Тогда научишься всему доброму. Чем ты смиреннее, тем ближе будешь к Богу. Прошу тебя, радость моя, побыстрее обрети смирение. Будь смиренна, и все остальное тебе приложится.

– Избегай тщеславия. Если тебе в голову приходят тщеславные мысли, нужно говорить: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс 113, 9).

– Помни слова «Положи, Господи, хранение устом моим!» (Пс 140, 3) Не поучай, если тебя не спрашивают!

– Смиряйся и помни слова Господа: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66, 2).

– Как обрести смирение? – Молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание – первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасешься.

– Чтобы обрести смирение, молчи, когда тебя ругают, когда на тебя сердятся, и молись про себя молитвой «Богородице Дево».

– Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем. Против гордости, как и против осуждения, можем бороться молчанием.

– Да смиримся под крепкой Божией десницей, и Господь не замедлит порадовать нас. Самое главное для спасения – кротость и смирение.

На вопрос: что такое кротость? – владыка Серафим ответил: «Когда кто-то тебя ругает, всегда обвинять себя и не сердиться. Без скорбей не можем спастись».

 

О следовании воле Божией

– Каждый человек – кузнец своего счастья, и от самого человека зависит, спасется ли он. Без добровольных усилий своей воли человек не может войти в рай.

– Всегда все делай по совести!

– Старайся ни на кого не обижаться. Никогда не сердись. Никогда не настаивай. Когда что-то делают не по-твоему, говори: «Слава Богу! Слава Богу!» Нужно обуздывать себя.

– Все беды и несчастья посылаются нам из-за того, что не имеем смирения. Нужно жить как повелевает Бог, а не как нам хочется. Ничего не делается без воли Божией. В нашей жизни нет ничего случайного. Молю Господа, чтобы Его воля всегда была на мне.

– В скорби прочти три зачала Евангелия.

– На мои слова, что Господь меня оставил, владыка Серафим ответил: «Эти слова у тебя от дьявола. Господь не может тебя оставить. Он милостив. Ты даже не можешь представить себе Божие милосердие. Потому и всех Божиих угодников отличало милосердие».

 

О борьбе с грехом

– Крутой и тернистый путь ведет в Царство Небесное. Каков твой путь? Борьба до крови против плотской страсти и себялюбия. Себялюбие – почва, на которой растут страсти, пустота жизни и печаль.

– Ненависть ко греху есть начало духовного возрождения.

– Не соизволяй бесам!

– Нет ничего хуже греха дерзкого (то есть когда грешим сознательно).

– Владыка Серафим говорил: «Духовная философия – трудная наука: нужно десять лет читать жития и бороться со своими страстями».

– Подшучивать, шутить – в этом проявление тонкого тщеславия!

– Никогда не завидуй. Это тяжкий грех.

– Бесстрастие – это победа над страстями. От него в душе наступает полный мир – Царство Божие еще на земле.