Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

От нас зло не должно исходить

krechetov

На вопросы отвечает протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района Московской области, старший духовник Московской Епархии Русской Православной Церкви.

- Что делать, если человек «подсел» на компьютер, телевизор? Стал больше жить в дольнем, меньше в горнем, перестал видеть свои духовные падения?

- Если сильно «подсел», это вопрос очень серьёзный. Как хорошо говорят сербские святые: диавол уводит от истинной духовной жизни в менее реальную – временную, преходящую, а из этой менее реальной – в нереальную, в виртуальную реальность. Человек сидит в компьютере, в основном это – трата времени. Может, какую-то информацию он получает, но я уже приводил слова Аристотеля о том, что множество знаний ещё не означает наличие ума. Но Аристотель ещё имел в виду знания. А знания у нас теперь мало кто имеет, всё больше – информацию. Знания – это когда человек прошёл что-то собственным опытом, и это стало его некой сутью.

В своё время на военной кафедре в институте я стал штурманом ВВС, и у нас полковник говорил: «Я вас заставлю самолётовождение знать в стихах. Там рассуждать некогда». И я согласен с этим. Вот это знание.

Почему дети учатся, а спросишь их – ничего не знают? Потому что у них информация, а не знания. ?…?

Увы, информация, к несчастью, сильно влияет на духовное состояние человека. Раньше люди читали, теперь смотрят. Кроме того, на этих каналах подсовывается всякая пакость. А это уже бесы работают.

Нужно молиться, как-то отвлекать попавшего в эти сети, уводить постепенно. Потому что, если «подсел» — это очень сложно. И потом, желательно, чтобы кто-то помог со стороны. Своих не слушают, это 100%. У меня не было и до сих пор нет телевизора. В своё время мне помог один человек, Царство ему Небесное, он имел непосредственное отношение к театру, к телевидению. Я обратился к нему: « Лёва, я тебя прошу, поговори с моими ребятами». Он пришёл и начал с ними беседовать, сказал: «Ну это же для дебилов». Кстати, недавно мой сын возил своих детей в музей Чуковского. Он интересный был человек, довольно смиренный, никогда не думал о своих достоинствах высоко. Телевизор он называл ящиком для дураков. У нас теперь этих ящиков много, а уж кто их смотрит – простите, по Чуковскому.

Иван Ильин интересно пишет о любопытстве, говорит: человек, как пылесос, засасывает всё в себя, а что там – непонятно. Как Страшила из Изумрудного города – голова у него была набита опилками. Ну а здесь – такими же произведениями.

Для жизни не так много нужно. Но даже если делать только то, что нужно, — этого предостаточно. Остальное – трата времени. К несчастью, время – это то, что проходит и чего не вернёшь.

Но это нужно как-то в спокойном состоянии пояснять, говорить. И всё-таки с Божией помощью, с помощью Церкви.

- Дайте, пожалуйста, совет, что делать, если рушится семья венчанная, если жена и муж стали чужими людьми?

- В этих случаях (это уже стандартный, к несчастью, вариант) нужно начинать с себя. Отец Сергий Орлов замечательный дал рецепт: от нас зло не должно исходить. Всё, что касается себя, нужно исправить. Потому что ведь часто мы себя-то не видим, не замечаем, нам кажется: всё нормально. Лучше молиться и молчать, просить помощи Божией. Без помощи Божией здесь невозможно. А что касается раздоров, какая причина в них? Сейчас это уже болезнь – все на деньгах помешаны. Денег мало. Не голодные, не раздетые, и слава Богу.

Или кто-то там лишнего переделал, один меньше, другой больше. Вы знаете, в добре не переделаешь лишнего. И потом, добро имеет двустороннюю силу. Как сказано в Библии, «аще добр будешь – себе и ближним твоим, а аще зол будешь – сие и пожнеши» (Притч.9:12) . Поэтому зло травмирует и ранит того человека, который является носителем этого зла. А другого, если он не будет его воспринимать, оно не тронет.

Поэтому, как говорит святитель Иоанн Златоуст, мы обычно жалеем того человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел. Поэтому нужно всё-таки бороться, тем более брак венчанный, просить помощи Божией. Молиться, молиться, молиться.

- Можно ли читать дома полунощницу? Требуется ли для этого особое благословение?

- Конечно можно, если есть такая возможность – помолиться: и полунощницу читать, и Псалтирь. Когда молятся от случая к случаю – по силам, состоянию, возможностям – благословения не требуется, а когда молитву рассматривают как правило – тогда уже обязательно нужно брать благословение. Человек семейный не всегда может выполнить правило. К тому же, когда начинаешь что-то делать по послушанию – враг нападает, мешает, чтобы дело не стало регулярным. Ведь чем отличаются святые от нас, грешных? Постоянством. Как отец Сергий Мечёв говорил одной рабе Божией: «Иногда с вас можно писать иконы, иногда бульварные романы».

Поэтому православному человеку желательно жить по заповедям, в любви, в мире, естественно. Храм Божий посещать так, как заповедано, в воскресные дни, в праздники, в другое время, если есть возможность. Из собственного опыта знаю, когда в молодости работал инженером – забежишь, побудешь в храме, почти на службе не был, приходишь – а всё равно чувствуешь другое состояние.

А самое главное: если желает человек спастись, Господь посылает возможность потрудиться. Поэтому нужно не роптать, не раздражаться, я уже не говорю – падать духом. Что ж такое, всё в жизни бывает… Если мы сами на себя подвиги не берём, то Господь посылает. А если есть такая возможность, значит, нужно во славу Божию трудиться.

Кстати, интересный момент: сколько раз надо прощать, помните? Почему апостол Пётр спросил – а до семи ли раз? Потому что он чувствовал: семь раз – вроде маловато. Господь его утешил: «не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз». (Мф.18,22). То есть четыреста девяносто. Если на 60 минут поделить, получается 8 с остатком – рабочий день. Каждую минуту в течение рабочего дня можешь прощать. А ещё дома. А ведь чем больше прощаешь, тем больше тебе простится. Есть возможность духовного совершенствования! Что-нибудь не по-твоему – можно простить. Подработал. Тебе что-то не то сказали – можно простить. Подработал. Если так подходить, будешь ждать, когда кто-нибудь что-нибудь скажет, чтобы простить. Как тот подвижник: «День прошёл бесполезно – меня не ругали, не били…» Люди искали, от кого терпеть. А нам не нужно искать – в семейной жизни возможности просто неограниченные! Нужно постоянно прощать, прощать, прощать, заниматься, как говорил отец Иоанн Крестьянкин, малым доброделанием.

Наши обидчики – это же наши благодетели, которые выявляют, что в нас есть. За них, первых, нужно молиться. Без них как бы мы узнали, что можем раздражаться? Всё это проходит. Потом станем вспоминать, а то и забудем, что было. А тут переживают… Всё пройдёт. Сейчас придёте домой, старайтесь всё это выполнить на практике.

- Уже сегодня надо будет выполнить?

- Да-да. Некоторым такая возможность уже готовится. Я помню, молодой начал служить, старался, конечно. Возвращаюсь домой, а там передрались все. «Вот, где-то тебя носит, а тут шайка разбойников растёт!» Теперь выросли, у них свои разбойники. Я другой раз думаю: «Сейчас приеду, получу». Смотрю – тишина. Интересно. Знаете, когда ждёшь, вроде ничего, а если нет…

Когда один игумен подошёл к кончине, братия ему говорит: «Отче, открой тайну твоей внутренней духовной жизни. Как ты столько лет нами управлял, ведь мы неуправляемые?» Такая братия была. Он говорит: « Ладно, братья, скажу. Всегда, когда я что-нибудь говорил сделать или о чём-то просил, я был уверен, что вы или этого не сделаете, или сделаете не так, как я прошу. Поэтому, когда вы хоть что-то делали, была радость, а когда ничего не делали – ну, обычное дело, как всегда.

Поэтому старайтесь стяжать такое же устроение в семье. Просишь или что-нибудь говоришь – значит, жди, что делать не будут. Тогда не станешь раздражаться на детей.

Журнал духовно-нравственной культуры «Покров» 6/2011