Как жить?
От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?» Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
«Не тужить» значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи.
«Не осуждать» указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних.
«Не досаждать» — не причинять кому-либо неприятность или скорбь.
«Всем мое почтение» — относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения — смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».
Или так: «Жить можно и в миру, только не на юру».
«Мы должны жить на земле так, — говорил старец, — как колесо вертится — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».
На вопрос: «Что значит жить по сердцу?» — батюшка ответил: «Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее».
«Смотри, Мелитона, — говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, — держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».
О кресте
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают разные, кому какие нужно.
Крест иногда бывает мысленный — смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им. Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в рай», а между тем после этих слов перебили ему голени. Каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями провисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них; а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи. Иногда страдания посылаются человеку безвинно для того, чтобы он по примеру Христа страдал за других.
Батюшка о. Амвросий советовал при кознях человеческих и вражеских прибегать к псалмам святого пророка Давида, которыми молился он, когда был в гонении от врагов, а именно читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й. А когда будет бороть уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывать псалмы 101-й, 36-й и 90-й.
Отчего люди грешат
Старец этот вопрос решал так: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу. От лености и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Леность, забвение и неведение — это три исполина, от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами… Поэтому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение…»
Покаяние
«Какое ныне настало время, — говорил старец, — бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробностях, но затем опять за свое принимается». Грехи как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно. Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода.
О силе покаяния и благости Божией
Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение. Благость Божию к нам, грешным, старец выражал следующим изречением взятым у святителя Димитрия, митрополита Ростовского (поучение в день Похвалы Богородицы): «Праведных ведет в Царство Небесное апостол Петр, а грешных — Сама Царица Небесная».
О смирении и терпении
«Если кто тебя обидит, — говорил старец одной монахине в назидание, — не рассказывай никому, кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми. Если мы не совершили преступлений, какие совершали другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая, — обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе, мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего не видим».
Должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение. А от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.
«Царствие Божие, — говорил еще старец, — не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать и всем мое почтение».
В чем состоит пост
«Не все ли равно Богу, — спрашивали некоторые, — какую ты ешь пищу: постную или скоромную?» На это старец отвечал: «Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а только за вкушение запрещенного. Почему и теперь во вторник, в четверг и другие установленные дни можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность».
О гордости
Человеку естественно грешить и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его духовной пользе. Человек в счастии обыкновенно забывается и все приписывает себе — своей бессильной силе и мнимой власти.Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: «Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения».
О лености и унынии
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
Когда найдет хандра, не забудь укорить себя; вспомни, сколько ты виновата пред Господом и пред собою, и осознай, что ты недостойна ничего лучшего, и тотчас почувствуешь облегчение. Сказано: Многи скорби праведным (Пс. 33, 20); и многи раны грешным. Такова жизнь наша здесь — все скорби и скорби, а ими-то и достигается Царствие Небесное. Когда будешь непокойна, повторяй чаще: Взыщи мира, и пожени (Пс.ЗЗ, 15). Страх праведного суда Божия и бессильных делает сильными.
О христианских добродетелях
«Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков, — говорил батюшка, — изображают веру, надежду и любовь. Иоанн изображает любовь — был ближе всех к Спасителю и на Тайной вечери возлежал на груди у Спасителя. Петру, хотя и был он за дверьми со служанками, потом была вручена Церковь и дано право пасти стадо Христово: он изображает веру. Об Иакове вообще говорится очень мало. Его даже нигде не видно, но он удостоился вместе с другими двумя апостолами видеть славу Божию — он изображает надежду, так как надежда не видна: она таится для других всегда невидимо в человеке и хранит свою силу, и надежда не постыдит». Надо иметь больше простоты. Учить — это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять — большие камни на колокольню таскать. Господь почивает в простых сердцах. Где нет простоты, там одна пустота. Смиряйся, и все дела твои пойдут. Кто уступает, тот больше приобретает. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. Укрепляйте себя верою и надеждою на милосердие Божие. Видение себя хуже других служит началом смирения.
О злых страстях и пороках
Гордость и непокорство порождают ложь — начало всякого зла и бедствий. Лицемерие хуже неверия. Не надо верить приметам, и не будут исполняться. Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя. Самолюбие наше — корень всему злу. Памятозлобие, зависть, ненависть и подобные страсти кроются внутри и рождаются, и произрастают от внутреннего корня самолюбия. Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. В праздности время грех проводить.
Отношение к себе и ближним
Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото. Не люби слушать о недостатках других — у тебя будет меньше своих. Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей. Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет. Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
О значении скорбей
Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими скорбями и вразумляет. Блажен, кто терпит скорби за правду и жизнь благочестивую. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может, кто бы он ни был.
О раздражительности
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью — это происходит от гордости. Чтобы не предаться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
Жизнь вечная
Когда сердце прилепляется к земному, тогда надо вспомнить, что земное не пойдет с нами в Царствие Небесное.
О неосуждении
Говорит пословица: «На чужой роток не накинешь платок». Люди толкуют право и неправо, судить же всех будет Господь — Судия нелицеприятный. Поэтому относительно чужих успокоимся и позаботимся о своей душе, чтобы она не подверглась суду за неправые мнения, не говоря уже о делах. Не говори ни о ком невыгодно заочно, и не получишь ни от кого досады и вреда.
Страх Божий
На вопрос, как стяжать страх Божий, батюшка отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну» (Пс. 15, 8). Страх Божий приобретается еще исполнением заповедей Божиих и чтобы делать все по совести.
Материал подготовила Екатерина Сидорова