Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Как сохранить веру во время трагедий, что сейчас сотрясают мир?

saveprav

Мы недавно отмечали Покров Пресвятой Богородицы, и почему-то именно в этом году, когда одна сводка страшнее другой, этот праздник так пронзительно напомнил мне детство. Я вспомнил вдруг, как никогда раньше, о повелении Спасителя – «быть как дитя» (см.: Мф. 18: 3). Мы все родом из детства. У нас у всех были папа, мама; а у кого-то еще и любимые дедушка, бабушка, а может быть, еще и любимые дяди, тети; у кого-то лишь любимые воспитатели в детском доме… Мы все вышли из детства – того детства, где о нас заботились, где нас любили, где нас обнимали, гладили по голове, теребя и перебирая волосы с любовью. Это все памятно, и это детство нас взрастило и отправило во взрослую жизнь. И тем страшнее видеть сейчас эти кадры перепуганных детских лиц в грязи и крови. Это трагедия, если ты лишен детства.

Но Спаситель, знавший обо всем, что будет происходить и предупреждавший нас (Мф. 24: 6), тем не менее говорит: «Будьте как дети!» Что бы тебе ни довелось пережить, пусть тебя никто из людей не любил, когда ты только родился в этот мир, и к тебе эта заповедь – будь как ребенок! Но что это значит – «быть ребенком»? Оставаться им, несмотря ни на что? Для меня это всегда было загадкой. Не мог же Господь заповедать нам быть «инфантилами»? Наивность вряд ли входит в число добродетелей. Но что же тогда подразумевает эта заповедь? Чтобы понять, надо разобраться с тем, а что нам мешает быть ребенком в отношении Господа и нашей Небесной Покровительницы – Матери Божией? Почему бы нам не отдать себя в Ее руки, не довериться под Ее Покров? Нам препятствует наше неверие, маловерие.

У нас бывает гипнотическая зависимость от информационного потока. Сейчас разверзлись войны на Украине, на Ближнем Востоке. Пусть мы уже лет 10–15 как слышим, что там, на Святой Земле, горячая точка планеты, но сейчас мы во все это погружены, мы во всем этом живем «благодаря» интернету, WhatsApp, телеграму и т.д. – всем этим доступным каждому, проникающим в наше личное пространство информационным каналам. Мы видим эту кровь, эти слезы… Заложников, искалеченных, убитых детей… Трудно становится уже даже просто улыбаться, сложно оставаться человеком говорящим, хочется стать молчащим – замкнуться в себе. Но это легче всего. А вот найти нужное слово, с одной стороны, тяжело; а с другой – очень важно. Потому что все эти аффекты в кадре страшно обжигают, вводят умы смотрящих в исступление: «О каком Боге, мол, можно тут говорить?», «О какой Божией Матери, Покровительнице материнства, вы нам проповедуете, когда происходит такое

И здесь нужна не просто вера – тут требуется мужество: «Врешь, не возьмешь! Я все равно буду верить!» – у нас так один из братий себя убеждал. Потому как легче всего поддаться эмоциям и закричать в Небо: «Ну, что же Ты, Господи?! Как Ты такое допускаешь?» Я точно так же сильно мучаюсь, когда вижу все это в своем смартфоне, но мне отчасти легче, потому что я каждый день в алтаре. Я ежедневно у жертвенника, у престола. «Господи, что ж такое?» – у меня точно так же вырывается этот вопль из души. И Господь мне – не на уровне ума, а где-то в глубине сердца – дает ответы. Он вместе с нами, и Он страждет.

Но как нам сохранить веру во время всех этих трагедий, что сейчас сотрясают мир? Для Бога нет человечества, для Бога нет общества, для Бога нет стран. Для Господа Иисуса Христа, для Пресвятой Троицы и для всего святого мира Небесного есть только человек – каждый в отдельности. Один из миллиардов. Только так. И с каждым человеком Господь персонально ведет эту уникальную беседу под названием «твоя личная человеческая жизнь». Все главное происходит в сердце. Всякому человеку война, кровь, смерть, слезы раскрываются по-своему. Каждого беда ставит в те условия, которые нужны только ему, этому человеку. И Господь задает именно личный, только тебе понятный и лишь для тебя актуальный вопрос, всеми этими обстоятельствами сподвигая и тебя «извлечь драгоценное из ничтожного» (Иер. 15: 19), и ждет соответствующего – и только твоего – ответа.

…И вот мы видим: кто-то от всего этого озлобляется, другой страшно опускается, как мы говорим, «расчеловечивается» (кому война, а кому – мать родна), но есть те, которые, наоборот, становятся более человечными! И может быть, даже выше, чем человечными: они из естественного переходят уже скорее в ангелоподобное состояние. И таких сейчас множество, – если мы оторвемся от своих экранов, дисплеев со всеми этими кошмарами и посмотрим по сторонам: вот сосед добровольцем помогает в госпитале, а прихожанки нашего храма монотонно с молитвой о бойцах плетут и плетут эти спасающие жизни маскировочные сети, а коллеги помогают беженцам продуктами, вещами и т.д.

Мы должны не просто верить, ведь «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19), – мы призваны помнить, что у нас у всех один Отец Небесный и Божия Матерь – всем Мама. И наше усыновление, удочерение Пресвятой произошло у Креста… Так Бог сострадает нам. Но сострадаем ли мы?

У святых отцов сложное отношение к воображению. «Падшие духи стараются возбудить в нас действие воображения», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Но нельзя же только им на откуп отдавать эту нашу способность? Воображение действительно, с духовной точки зрения, не всегда безопасно. Но если сейчас оно так гиперразвито всеми этими гаджетами, по крайней мере у молодого поколения, то, может быть, и его попытаться обратить на пользу?

Мальчишки и девчонки часто предаются фантазиям, причем так увлекаются, что… Вот одна из историй. Мне знакомые священники только что рассказали случай. Подходит вполне такой благообразный мальчик ко Причастию…

– Как тебя зовут? – спрашивает причащающий.

А дальше не может понять: ему послышалось или как?..

– Я – Человек-паук… – отвечает тот.

– А звать как? – не растерялся батюшка.

То есть дети настолько погружаются воображением во все эти образы, роли, что даже перед Чашей не могут выпутаться из них. Я сегодня тоже причащал одного сорванца, и он мне так сурово прямо перед Чашей вдруг решил признаться насчет себя: «Я очень страшный человек». И ведь тоже потом выяснилось: насмотрелся несуразной кинопродукции, все какого-то монстра не мог выбросить из головы и так, видимо, меня хотел впечатлить. Но это первый элементарный уровень воображения, – такая некритичная внушаемость, которая еще и в других подозревает то же самое.

Однако воображение может проявлять себя и как инструмент интеллекта, это когда мы придумываем образы при написании, например, книги – так целые жизни можно проживать. Или – когда стихи сочиняем, фильмы снимаем, те же мультики рисуем и монтируем и т.д. Это такое когнитивное воображение. Здесь уже больше субъектности, но и это пока еще не то, что нам надо.

Все, что в нас вложено, мы можем использовать себе на духовную пользу, – даже воображение. Мы в силах внутренне предстать перед Божией Матерью как нашей Покровительницей, Родительницей. Но мало просто вообразить, надо далее это свое предстояние воплотить в молитву – и это ключевой момент.

…Вот Божия Матерь, Она всегда с нами, а мы перед Ней Ее дети. Но на этом нельзя останавливаться. После этого мы погружаемся в молитву, в собеседование с Богородицей как с нашей Матерью и Заступницей. Открываем Ей свою душу, изливаем все, что нас терзает… И тогда, на самых первых порах (!), даже воображение может нам помогать, – но ни в коем случае не как представление каких-то конкретных образов и т.д. Это все запрещается святыми отцами на молитве. Повторюсь, воображение нас тут только направляет в нужную сторону, отрешает от текучки. А потом уже – молитва.

Точно так же, как и гнев, например, плох не сам по себе, а лишь потому, что мы неправильно этой данной нам силой пользуемся. Когда мы обрушиваем свой гнев на свои же грехи и страсти, – вот это уже по назначению. А то грехи мы в других обычно замечаем, а стоит только сосредоточиться на своих – ты тут же точно проваливаешься в единство со всем человечеством: и я – такой/такая, как все. Так, из глинских старцев игумен Андрей (Машков) шутил: «Согрешил? Молодец! По крайней мере, не будешь считать, что ты лучше других». Это, кстати, отца Андрея еще присказка: «Якши, яман – клади в карман» (якши от тюркского «хорошо», яман – «плохо»). То есть все, что у нас есть и что бы с нами ни случилось, надо обращать себе к духовной пользе.

Так вот, о заповеди «будьте как дети». Только обретя эту в хорошем смысле детскость, которая ни над кем не превозносится, сыновнее/дочернее трепетное чувство, мы и будем уже как дети своей матери тепло и с доверием лепетать о наболевшем. Узы сердечного языка разрешатся, как говорят святые отцы. И так мы ощутим себя под Ее, Богоматеринским, благодатным Покровом любви – нежнейшим и всесильным. И это тоже вооружит нашу молитву! Точно так же, как и гнев на свои грехи нам еще и даст силу вопить к Богу. Говорят же старцы: «Пока ты не будешь вопить к Богу, ничего не получится». А осознав в своем падении единство со всем человечеством, мы будем вопить обо всех! Плакать обо всем Адаме, как это переживал в своем молитвенном опыте преподобный Силуан Афонский.

И при такой личной всеустремленной к Богу и обо всех молитве мы со временем, не ослабевая, сподобляемся покоя. А потом из него появляется дерзновение – дерзновение творить свою жизнь по заповедям, по воле моих Небесных Отца и Матери. И это уже преображенное бытие. И этот мир (Ин. 14: 27) каждый приобретает не только для себя, но и для своих близких и всех тех, за кого он молится. Ребенок ведь вправе уповать на то, что Божия Матерь его услышит и будет ходатайствовать и по его молитвам за тех, кто сейчас бедствует, проходит муки ада там – в южных широтах нашего полушария… Или где-то в окопах ближе к нам…

Будем оставаться все детьми, Божиими детьми, детворой Божией Матери! Счастья всем.

Игумен Петр (Мажетов), наместник Свято-Косьминской пустыни, что на Урале