Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О борьбе с духами злобы поднебесной

luka11

Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа и неуклонно идут за ним тесным и тернистым путём, который начинается узкими вратами, жизнь этих блаженных полна борьбы. Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью, а гораздо более тяжёлой борьбы – с духами злобы поднебесной.

И блаженны те, кто ведёт эту тяжкую, непрестанную борьбу с духами злобы поднебесной. Это гораздо более тяжёлая борьба. Блаженны они, что ведут эту борьбу.

И какими слезами оплачем тех близ нас, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их?

Ибо, конечно, для бесов, для самого диавола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их. Ибо скрытый, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого.

Послушайте, как говорит святый апостол Павел об этих духах злобы поднебесных, о борьбе с ними: « Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.5, 12).

О, как огромна эта окаянная армия бесовская! <…> Называется эта армия бесовская страшным именем – врагов Христовых, врагов Божиих. И эти враги Божии – бесчисленные – ставят своей единственной задачей день и ночь заботиться о том, чтобы губить нас, чтобы толкать нас на путь зла, на путь неверия, на путь нечестия.

Как в сонме бесчисленных добрых и святых Ангелов есть девять чинов, есть высшие чины: Начала, Власти, Престолы, Силы, Господства, и есть более низшие чины: Архангелов и Ангелов, так и во всём воинстве духов злобы поднебесной тоже есть такие же высшие и низшие чины. Тоже есть начала и власти, о которых говорит святый Павел.

Эти высшие чины ведут борьбу с самыми твёрдыми, с самыми верными слугами Христовыми: со святыми, с праведными. И трудна, чрезвычайно трудна эта задача их. Ибо именем Христовым отражают святые и праведные все нападения их.

Есть бесы средней силы, которые воюют непрестанно с нами, с несовершенными, слабыми христианами. Борьба с ними очень тяжка, очень трудна. Ибо ум этих ангелов сатаны неизмеримо превосходит наш человеческий ум. Ибо не спят они, не едят. И всё время жития своего посвящают только на злое дело – погубление, совращение людей Божиих.

Есть и мелкие бесы, задача которых не трудна. Ибо они сами-то только тем и занимаются, чтобы всё дальше и дальше подталкивать во тьму тех несчастных, которые больше возлюбили тьму, чем свет, неправду, чем правду.

Как же нам, обуреваемым такой напастью, как же нам, которых обступает такое воинство бесовское со всех сторон, как нам бороться с ними? Где взять силы на борьбу с ними?

Ответ на это дал нам святый Павел: «Братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф.6,10 – 11)

Не своими силами, не своим умом, не своим тщанием и стремлением к победе можем мы бороться и побеждать это окаянное чёрное, тёмное воинство. А только силой божией! А только Его помощью! А сами мы бессильны. И для того, чтобы мы хорошенько поняли это, сравнивает святый Павел нашу брань с воинством бесплотных тех сил с той бранью, с тем положением, в котором находились древние воины. Он говорит, что должны мы препоясать чресла наши правдой. Подобно тому как воины в древнее время, прежде чем идти на сражение с врагами, туго подпоясывали чресла свои кожаным поясом. А нам нужны не кожаные пояса. Нам нужно препоясание чресл правдой – Божией правдой. Ибо только правдой можем мы победить всю неправду окаянного воинства бесовского. Только правдой!

Ибо главное и единственное оружие бесовского воинства против нас состоит в неправде, во лжи, которая составляет истинную их сущность, духовную сущность.

И только тогда, когда будут чресла наши препоясаны святой Божией правдой; только тогда, когда мы будем постоянно помнить о том, что не должны мы отдыхать, не должны останавливаться, не должны на пути своём мешкать – только тогда мы будем побеждать, побеждать окаянных. Побеждать врагов Божиих и врагов наших.

И прибавляет апостол святый, что это особенно нужно нам помнить в день злый. В тот день, когда зло, всяческое зло умножается и умножается вокруг нас!

И дальше говорит святый апостол, что надлежит нам облечься в броню. Подобно тому как древние воины облекались в броню металлическую, железную или медную, в кольчуги для защиты от ран, так надлежит и нам облечься в броню. Но иную, совсем иную броню!

Броня правды нам нужна! А правду эту можем мы стяжать только неустанным соблюдением заповедей Христовых, неустанной молитвой. И только за эту неустанную работу Богу получим мы броню правды.

И дальше говорит апостол, что ноги древних воинов были защищены металлическими латами.

Нужны ли нам эти латы? Нужны ли железо и медь для того, чтобы ноги наши были защищены от козней вражеских? Нет, нет – совершенно не нужны!

Ибо если ноги наши будут всегда направлены на путь мира, если всю быстроту ног наших мы будем использовать на то, чтобы благовествовать везде и всюду мир, тогда заслужим того, чтобы к ногам нашим относилось блаженное слово великого апостола Павла: Как прекрасны ноги, благовествующих мир, благовествующих благое! (Рим.10, 15).

О, если будут так прекрасны наши ноги! О, если будут они спешить всегда туда, где нужна помощь, помощь несчастным, больным, увечным, беспомощным людям!

Если будем мы всегда спешить на совет праведных и подальше уходить от совета нечестивых, тогда никакие металлические латы нам не нужны будут. Тогда ноги наши будут защищены силой Божией и никакое зло не коснётся их.

И дальше говорит апостол: « Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого» (Еф.6, 16)

Медный щит, тяжёлый и большой щит, был главной защитой для древнего воина. А нам нужен ли такой щит? Конечно, нет! Конечно ничто для них медный щит!

У нас есть другой щит. Неизмеримо более крепкий. Щит веры, веры нашей! Веры в Господа нашего Иисуса Христа!

Ибо если всем сердцем будем веровать в Него, если будем неуклонно творить заповеди Его, то всегда будет пребывать Он с нами. И будем мы друзьями Его, по святому слову Его. И вера в Него защитит нас неизмеримо лучше, чем всякий тяжёлый, медный щит.

И дальше говорит святый апостол, чтобы мы покрыли, подобно воинам древним, головы свои шлемами. Какими шлемами? Конечно не медными! Какими?

Шлемами глубокой веры в Господа нашего Иисуса Христа. Глубокой любви к Нему. Ибо сказал Он Сам пречистыми устами Своими нам: « Ядый Мою плоть и пияй Моя кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6, 56).

О Господи, Господи, какая нам нужна ещё защита, если Ты будешь пребывать с нами, в нас, в умах и сердцах наших? Если будешь защищать развращение умов и сердец наших Свои постоянным присутствием в нас, в умах и сердцах наших? Какая ещё помощь нужна нам? О, конечно же довольно! О, конечно же исчерпывающе довольно нам!

И если так будем защищены, то останется нам только взять в свои руки обоюдоострый меч, как брали его в руки древние воины.

Послушайте же теперь, что говорил святый Павел об этом мече обоюдоостром: Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12).

Так вот какой меч нам нужен! Меч слова Божия, пред которым трепещут все бесы и сам диавол. Ибо словом Божиим побеждаются все они, окаянные. И если будем мы всегда владеть этим святым и сильнейшим оружием, оружием слова Божия, то никакие враги нам не страшны. Ибо все они побеждены уже давно крестом Христовым. Ибо стёрта глава древняго змия – диавола – подножием страшного креста голгофского.

Помните же, помните все вы, братья и сестры мои, что своими силами не можем мы воевать с духами злобы поднебесной.

Помните, что все наши надежды должны мы возлагать только на помощь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Который подножием Своего страшного креста стёр главу древнего змия. Аминь!

Проповедь святого исповедника, архипастыря Крымской земли, святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Произнесена 12 августа 1956г. в Алуштинской церкви после Литургии.

Материал подготовила Елизавета Павленко.