Добродетель трудолюбия сегодня мало кому понятна. За трудолюбие принимается добровольный особо интенсивный или длительный труд. Кажется, много трудится человек, значит, он трудолюбив. Но это не всегда так. Трудолюбие – это не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость. Радоваться преодолению себя, преодолению разных препятствий, радоваться достигнутому результату. Не шумной, взрывной радостью: Ура! У на всё получилось! Вспышки трудолюбия бывают даже у лентяев. А тихой и ровной радостью душевного покоя.
Мир полюбил праздность. Свободное от труда время стало мерилом счастья. А между тем, когда Адам пребывал с Богом, и грех ещё был ему не ведом, он должен был трудиться. Человек не создан праздным. Господь поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его. (Быт.2, 15). Мы не можем сказать, что стоит за словами возделывать и хранить, но это – труд, хотя и не тот изнурительный, как говорит святитель Феофан Затворник, «труд – общая для всех епитимия, в Адаме на всех наложенная: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт.3, 19)».
Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был освобождён от него. И раб, и царь трудились. Праздность называли рассадником страстей и всячески её избегали. «Ибо праздность научила многому худому» (Сир.33, 28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой.
Ещё в прошлом веке в семейных домах можно было увидеть самими домочадцами выполненные салфетки домашней работы, рамки под картины или фотграфии, самодельные подсвечники, резные полочки. Рукоделие в свободное от работы время было принято не только как возможность создать домашний уют или возможность реализовать художественные наклонности, но и как защита от праздности.
Не только у нас в России, христианская Европа так же не жаловала безделье, чиновник дома мог переплетать книги, точил табакерки, лавочник плёл бисером, устраивал домашнюю оранжерею.
« Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Либо голова работает, либо руки», — писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери. Сам святитель в свободное время, дабы прогнать послеобеденную сонливость, занимался переплётным делом. Преподобный Серафим Саровский, когда уже оставил свой огород, не позволял себе безделья, перекладывал из угла в угол поленницу.
О монахине Евфросинии (Хрульковой), почитаемой в нашей местности, рассказывали, что в последние недели перед смертью, по просьбе её выносили в огород, где она, лёжа у грядки, пальчиками рыхлила землю, пыталась полоть. Уже находясь на смертном одре, совсем тихим голосом просила: « Подайте мне мою работу». Ей подавали «работу» — льняное полотенце, из которого матушка выдёргивала нитки, осыпая край.
Для этих людей, как и для многих других, труд – жизненная необходимость, даже если материальный результат ничтожен или вовсе отсутствует.
Труд не даёт нашей душе слишком сближаться с телом, препятствует душе вдаваться в телесное, истомляет тело. Причём не только труд физический, но и всякий другой.
«Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности», — говорит архиепископ Иоанн (Шаховской).
В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Всё, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Иисуса Христа (Кол.3,17). Во имя Иисуса Христа не станешь трудиться в ленцой или небрежно. И ещё, то, что делается во имя Христа, делается с любовью. « Вся задача воспитания – заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу» (Джон Рескин).
Есть люди, которым свойственной любить всякую работу. Не только ту, что они сами выбрали, но и ту, что случилась. А когда человек трудится с любовью, то даже в самой простой или грязной работе есть место творчеству. Как-то мы убирали с территории храма мусор. Грузили его на два грузовика. В один грузовик двое рабочих кидали что под руку попало, и как попало. Другие два парня загружали свой грузовик иначе. Они рассортировали мусор на плоский и объёмный, на крупный и мелкий, и потом заполнили кузов так, что туда поместилось втрое больше, чем в первый. Было заметно, что ребята, трудившиеся честно, устали меньше. Они смеялись, о чём-то болтали.
Человек трудолюбивый меньше зависит от внешних обстоятельств и имеет всё для того чтобы жить честно, не насилуя свою совесть. Его не страшит вынужденная перемена деятельности, не борет уныние от нескончаемого объёма работы. Истинно свободен тот, кто трудолюбив, а не тот, кто свободен от работы. Помню двух мужиков, взявшихся починить и покрасить в храме окна. Пользуясь обстоятельствами, запросили они за свой труд немало. Работали неимоверно медленно, иной раз по два часа в день. Глядя, как они маются, спрашиваю: «Вы, наверное, не очень любите свою работу?» А в ответ удивлённо: «Да кто ж работу любит?» Не какую-то определенною работу невозможно любить, а всякую! Сколько труда стоило им каждый раз переломить себя, чтобы опять взяться за инструмент, в какой ненавистью смотрели они на рамы… Труд преодоления ненависти к работе отнял у них сил гораздо более, чем сама работа.
Если спросишь наших молодых или не очень молодых современников, чьё видение жизни им ближе – библейского автора, утверждавшего, что человек рождается на труд, как птица на летание, или Ивана Александровича Хлестакова, уверенного, что «на то и живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия» — то, боюсь, рейтинг последнего будет выше. А ведь честный, совершаемый с любовью труд сам в себе несёт удовольствие. «Кто с вожделением берётся за дело, тот любимое сие дело вменяет себе в наслаждение, в самом труде находит удовольствие и самое утомление ради возлюбленного им почитает воздаянием и преимущественною наградою. Легко и удобно всё делаемое с любовью, хоть бы оно было и крайне затруднительно; потому что расположение к сему делающего скрадывает трудности и уравнивает негладкости для удобного исполнения. Усердие всегда препобеждает обременительность труда, став выше всех неудобств в деле, а сопровождающим оное удовольствием ослабляя трудности, так что труд делается более приятностию, нежели трудом, и мнимое неудобство доставляет радость» — сказал преподобный Нил.
На Бога надейся и сам не плошай – какая простая жизненная истина! В любом деле призывай на помощь Господа и трудись, всегда помня о своей личной ответственности перед Ним. Только так воспитывается и поддерживается трудолюбие. Только так труд становится истинно свободным, творческим и радостным.
Протоиерей Сергий Николаев.
По материалам православного журнала «Славянка» за май – июнь 2011