В ряду всех христианских праздников праздник Пасхи высочайший, радостнейший и торжественнейший. «Праздников праздник» и «торжество из торжеств», как об этом говорит в слове на Пасху святой Епифаний Кипрский: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников». Церковь в своих священных песнопениях называет Пасху великой, отверзающей нам райские двери, Неделей Святой, Светлым Христовым Воскресением; призывает к ее торжеству землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное». Святой Григорий Богослов в своем 45-м слове на Пасху говорит: «Ныне спасение миру, миру видимому и невидимому. Христос востал из мертвых: восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей — восходите и вы; Христос из гроба — освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть. Отлагается ветхий Адам, совершается Новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».
Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел.
О самом моменте преславного Воскресения Христа Спасителя в Евангелии не повествуется. Евангелисты рассказывают о крестной смерти Спасителя в пяток, накануне еврейской Пасхи, и о том, как испросивший у Пилата тело Спасителя Иосиф Аримафейский похоронил Его в пещере. Но когда по прошествии субботы благочестивые жены пришли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его благовониями, они увидели гроб пустым, а во гробе юношу в белой одежде. Он сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал… Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите» (Мф. 28: 5–7; также: Мк. 16: 6–7; Лк. 24: 5–8). Явление Ангела, отвалившего камень от двери гроба, сопровождалось землетрясением, которого испугались воины, бывшие на страже; они бежали от гроба, но впоследствии свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа перед Его врагами. Первым Господь явился Своей Пречистой Матери и Марии Магдалине, а потом и другим женам-мироносицам. В тот же день воскресший Господь явился апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Эммаус, и «дверем затворенныем» (сквозь закрытые двери) одиннадцати апостолам, собравшимся вместе «страха ради иудейска».
В воскресении Господа Иисуса Христа открылось, что Он есть Истинный Сын Божий («воскрес яко Бог»), открылась слава Его Божества, находившаяся до этого под покровом уничиженного человеческого естества. Тело воскресшего Иисуса Христа востало бессмертным и славным, чтобы жить вечно новой, духовной, небесной жизнью. Сокрушив врата (твердыню) смерти, Христос показал путь к жизни и открыл дверь бессмертия. Воскреснув, Он освятил, благословил и утвердил воскресение всех, кто востанет из земли во всеобщий день воскресения, как колосья появляются из семян.
Воскресением завершается победа над грехом и его следствием — смертью: «Ныне празднуем смерти умерщвление, ада разрушение, иной жизни — вечной — начало». Христос воскрес и явился Победителем смерти. Ниспровергнута смерть, мы избавлены от «адова мучительства». До Пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей животворящая связь людей и Бога была прервана. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом. После воскресения Христова смерть уже не обладает «благочестно» жившими и умершими. Через Свое воскресение Спаситель соделал и нас победителями смерти.
Воскресение Христа — это дарованная нам победа. Или — победа Христа над нами. Ведь мы сделали все, чтобы Жизнь не «жительствовала в нас»: вывели Христа за пределы града своей души, своими грехами пригвоздили Его ко кресту, поставили стражу у гробницы и запечатали ее печатью неверия и безлюбовности. И — вопреки нам, но ради нас — Он все-таки воскрес.
Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи. Это поистине «Пасха великая», «Пасха, двери райския нам отверзающая», ибо проходит смерть, является нетление и вечная жизнь. «Пасха нетления — мира спасение».
После Своего Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней, являясь апостолам и поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение сорока дней.
Следующая за Пасхой неделя (седмица) называется Светлой, она наполнена особой, «сугубой» пасхальной радостью и торжеством. Заканчивается она на восьмой день — в Неделю о Фоме (воскресенье), которая издревле составляла особенное торжество — как бы замену, повторение самого пасхального дня, отчего и была названа Антипасхой.
После Пасхи, начиная с Недели о Фоме до Пятидесятницы, насчитывается семь седмиц, а до отдания Пасхи — шесть. Все недели по Пасхе, до отдания праздника, имеют каждая особое воспоминание, также посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц.
После второй Недели и седмицы по Пасхе — о Фоме — следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет (Ин. 5. 1 — 14). Воскресное богослужение пятой Недели и служба следующих седмичных дней посвящены евангельской беседе Господа Иисуса Христа с женой самарянкой. В Неделю шестую по Пасхе, о слепом, воспоминается дарование Иисусом Христом в Иерусалиме зрения слепорожденному. В среду шестой седмицы по Пасхе совершается отдание Пасхи и начинается предпразднство Вознесения Господня.
Необходимо сказать несколько слов об артосе – освященном хлебе в виде большой просфоры, выпекаемом с изображением Креста (без Спасителя) или с образом Воскресения Христова. Артос полагается в день Пасхи на аналое в храме у местной иконы Спасителя вместе с образом Воскресения Господня. В каждый день Светлой седмицы после литургии по обычаю совершается крестный ход вокруг храма. Обычно обносят при этом и артос. В Светлую субботу артос раздробляется при чтении положенной молитвы и раздается верующим после литургии как великая святыня церковная для вкушения прежде принятия обычной пищи.
Исторически употребление артоса возникло в подражание апостолам, которые, навыкнув вкушать трапезу вместе с Господом, представляли себе Его присутствующим среди них. Вместе с тем артос напоминает, что Иисус Христос Своей Крестной смертью и Воскресением сделался для нас истинным Хлебом вечной жизни.
Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч.- «круглый хлеб») – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь. Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием «Христос Воскресе!». При этом с апостольских времен принято целование. По традиции, верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!». Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа.
На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются все заупокойные богослужения и панихиды. Для того чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник Фоминой седмицы, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Тропарь праздника)
Материал подготовила Ольга Макарцева