Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Азбука супружества. Что такое настоящая любовь и как ее распознать?

– Ваше Святейшество, Вы так чудесно сказали, спасибо Вам большое, Вы так хорошо сказали, что любовь – это когда наши сердца открываются друг другу. Мы – молодые люди – торопимся куда-то все время: учиться, работать, и всё успеть… Как нам в этой суете жизни не пропустить, как нам понять и почувствовать то, что мы друг друга любим, подскажите нам, пожалуйста.

– Вы задали самый трудный вопрос. Вы знаете, есть какие-то тесты. Я уже однажды об этом рассказал. Рискну еще раз напомнить эту историю.

В церкви есть такой обычай, когда семинаристы или учащиеся школ церковных приходят к архиерею для получения благословения на брак. Архиерей в 99% случаев благословляет. При моей жизни было три или четыре случая, когда я не благословил. Забегая вперёд, скажу, что все те, кого я не благословил, благодарны мне – у них иначе сложилась жизнь. Но был один случай очень драматический…

Приходит мальчик, семинарист, с девочкой, и говорят, что мы так друг друга полюбили – жить друг без друга не можем. Горящие глаза смотрят не на меня, а друг на друга – всё это наполнено такой энергией колоссальной. Я смотрю на этого мальчика, и какое-то внутреннее чувство такое, что ему бы надо было подождать. И тогда приходит мне в голову спросить его о чем-то… Больше никогда в жизни не буду так строить свою беседу, это был очень суровый разговор. А я знал, что он на мотоцикле ездит. Я, знаешь, говорю, хотел бы спросить: да, вы, конечно, любите… – Любим безумно! – Но, знаешь, я хотел бы такую представить картину: вот ты со своей избранницей едешь на мотоцикле, и вы попадаете в аварию, и она становится инвалидом на всю жизнь до свадьбы… Ты на ней женишься? Мне важно было не то, что он скажет, мне важно было почувствовать его реакцию. Он сказал: «Да, конечно». Но я понял, что это совсем не так, что он представил этот образ и понял, что не сможет жить с ней. Я говорю: «Хорошо, вот вам год – через год я вас сам повенчаю». Через год они ко мне не пришли, и никакой аварии не произошло. Просто, вот, когда у людей такой первый цветочный возраст – я это так называю – когда всё в розовом цвете, и когда вообще человек ни о чём не думает, как только о своей любви. Вот, может быть, следует какие-то себе вопросы ставить, может быть не такие радикальные… Потому что любовь – это всегда жертва. Если человек не жертвует ради другого – это не любовь. Это можно назвать как угодно: увлечение, привязанность… Только способность человека жертвовать собой ради другого – это един­ственный критерий, применяя который вы точно поймёте, что у вас в душе, и что у другого человека в душе. Но если люди готовы на всё, то это очень счастливые люди. И когда они проходят через скорби, и когда они остаются вместе, они являются колоссальным примером для окружающих. Я в жизни своей видел такие примеры – без слёз смотреть нельзя. Я видел примеры, когда совершенно пожилые, старенькие люди, он и она, идут, поддерживая друг друга, думаешь – Господи! Насколько они в этот момент счастливее, может быть, тех молодых, которые на улице целуются. Они всю жизнь вот так прожили, они одно целое, они страшно боятся, чтобы кто-то поскользнулся, чтобы вот это все разрушилось, то, чем они жили. И в этом смысле счастливый брак – это не тот только брак, который обуславливается какими-то физиологическими обстоятельствами, факторами и так далее… а это брак, когда два человека чувствуют себя одним целым. Мне больше нечего и невозможно добавить, но я глубоко убеждён в том, что если такой идеал совместной жизни станет идеалом жизни нашего народа, мы станем другим народом, мы будем лучше и мы решим множество проблем, которые перед нами сегодня стоят, в том числе и в области экономики, политики и всего остального. Потому что всё начинается с человеческого сердца и с человеческого разума.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл