Заповеди Блаженства
Понимание Заповедей Блаженства очень важно для духовной жизни каждого христианина. Многие святые отцы толковали эти ключевые новозаветные заповеди. Вашему вниманию мы предлагаем толкование Заповедей Блаженств святителем Николаем Сербским.
Святитель Николай Сербский рассматривает Заповеди Блаженства как райскую пирамиду, которую должен возвести каждый христианин для себя. Пирамида имеет девять уровней, а десятый уровень – башня радости, которой Сам Господь коронует всё сооружение. Основана пирамида на самом твёрдом Камне, и тот камень есть Христос.
Итак, давайте внимательно всмотримся в чудесный план райской пирамиды, изучая уровень за уровнем.
Первый уровень
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное.
Нищета духа – не какой-то дар, полученный извне, но это реальное состояние человека, которое нужно только осознать. А до осознания своей духовной нищеты доходят суровым испытанием самого себя. Кто на это решится, тот доходит до понимания троякой нищеты:
1)нищеты с точки зрения своих знаний,
2)нищеты с точки зрения своей доброты,
3)нищеты с точки зрения своих дел.
Человек видит, пусть он даже самый учёный, что все его знания по сравнению с его невежеством – словно чаша воды рядом с открытым морем. Он хотел бы превзойти добротой все другие существа на свете, но видит, как на каждом шагу падает в грязную лужу зла и жестокости. Он хотел бы всегда творить самые великие и грандиозные дела, но видит, что без помощи извне ничего не может. Таким образом, куда ни посмотри, человек убеждается в своей немощи и в своём ничтожестве.
Другие люди не могу ему помочь, ибо и они ничтожны и слабы, как и он сам. Тогда человек обращается к Творцу своему, падает в прах перед Ним, предаётся воле Его и вопиет о помощи. Такое осознание своей немощности и понимание полной своей ничтожности называется нищетой духа. А нищета духа противится духовной гордыне. Между тем, духовная гордыня – гораздо большее ничтожество, чем нищета духа. Сознавать и чувствовать свою ничтожность – гораздо меньшее ничтожество, чем гордыня, ибо гордыня – это не только незнание, но и глупость. Гордыня – мать всех глупостей и всех злых дел человеческих. Познать себя – значит суметь увидеть свою немощность и своё ничтожество, потом достичь сокрушенности сердца и, наконец, возопить к Господу о милости, моля о помощи.
Сокрушённость сердца, или смирение, проистекающее из правильного понимания своей немощности, есть основа всех добродетелей, основа духовной жизни каждого христианина, основа и райской пирамиды.
О смирении святые отцы Церкви говорят так: “Смирение не имеет языка, чтобы говорить зло о других, не имеет глаз, чтобы видеть чужое зло, не имеет ушей, чтобы слышать чужое злословие.” “Смирение есть врата к Богу.”
Кто понял, что в своём ничтожестве ничего не может без Божьей помощи, тот заложил надёжный фундамент в основу своей райской пирамиды. Без Меня не можете делать ничего (Ин.15,5), сказал Господь. На каждом шагу, с утра до ночи, разумный человек сознаёт правдивость этих слов. И осознание этого делает его великим пред Богом.
Когда человек избавляется от злого ветра гордыни, тогда в душе его наступает тишина, и в душу его вступает Дух Святый. А когда Дух Святый войдёт и вселится в душу, Он выстраивает райскую пирамиду целиком по Своему разумению и Своей воле, только под вывеской человека.
Не говори, горделивый: “Зачем же мне самого себя унижать и уничижать!” Никто от тебя не требует, чтобы ты себя унижал, но ты должен признать, что ты ниже Господа. Никто от тебя не требует, чтобы ты делал из себя ничтожество, только признай свою уже существующую ничтожность, что бесспорно. И когда признаешь то, что уже есть, и исповедуешь, только тогда сможешь заложить первый камень в основании духовного здания своей души.
Второй уровень
Первый уровень весь сложен из мыслей о своей личном ничтожестве и из ощущений своей немощи и ничтожности.
Второй уровень – весь из слёз.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Слёзы – чудесный материал! Такой нежный, но какой надёжный! Он переливается, как камень опал.
У гордого нет слёз. Он бахвалится тем, что никогда не плачет и не плакал. Он не понимает, что это его слабость, а не сила.
Сокрушенный, или смиренный духом, плачет. Его душа всегда полна слёз, о чём свидетельствуют его очи. Некто из святых отцов Церкви повторял: “Плачь день и ночь и не знай сытости в плаче!”
Известно, кто много смеётся, тому придётся каяться, но даже за одну пролитую слезинку – никогда. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк.6, 25).
И всё же, не все слёзы – евангельские слёзы. Для созидания райской пирамиды не нужны слёзы яростного гнева и слёзы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном.
Евангельские слёзы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца.
Евангельские слёзы — это те слёзы, что горюют о потерянном Рае.
Евангельские слёзы – это те слёзы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев.
Евангельские слёзы – это те слёзы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви.
Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс.41,4), — признаётся кающийся царь Давид.
Те, что никогда не плачут, никогда не почувствуют утешения. Не напрасно этот свет зовётся долиной плача (Пс.83,7). И Сам Господь, когда явился в нашем мире, проливал слёзы.
Человек, перед тобой есть выбор лишь между плачем и плачем, но не между плачем и не плачем. Если будешь плакать перед живым Утешителем, получишь утешение. Сам Господь явится тебе, как утешение твое. И в тиши твоей утешившейся души Он Сам будет дальше созидать твою райскую пирамиду.
Третий уровень
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Кротость – это выплаканная и вымоленная добродетель. После того, как тучи прольются дождём, наступает тишина и покой, так и любая кротость приходит после плача.
Кротость существовала и в ветхозаветные времена. Например, о Моисее говорится, что он был человек кротчайший изо всех людей на земле (Чис.12,3). Точно так же говорится и о кротости праотца Иакова и царя Давида: Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его (Пс.131,1). Но лишь от Христа кротость входит в число добродетелей, необходимых для выстраивания души человека. Я кроток и смирен сердцем, — сказал о Себе Сын Божий (Мф.11,19). А каков Он, таковы должны быть и Его последователи.
Кротость проявляется прежде всего в не стремлении занять первые ряды. А это происходит от абсолютного упования на волю Божию. Кроткий знает, что Творец ставит людей туда, куда Он хочет, и готов покоряться воле Божьей как в первых рядах, так и в последних. Для него неважно, куда его Господь поставит, для него главное – исполнять волю Божью, где бы он ни был.
Кротость можно ещё и так выразить: никого не обижать и терпеливо сносить любые обиды. Представьте себе Христа перед озверевшими судьями. В то время как они кричали, поносили Его, плевали в Него и рвали на себе одежды, Он стоял безмолвно и был как агнец … безгласен (Деян.8, 32).Мирная тишина Его души была подобна сиянию покоя над вспененным бурей морем.
И Апостолы были совершенно подобны в кротости Учителю своему. Он послал их как ягнят в стаю волков, то есть завещал быть кроткими среди наглых и терпеливыми среди мстительных. Он учил их быть терпеливыми, как кормящие матери, которые страдают от вскармливаемых чад, но терпеливо сносят эти муки: Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими (1Фес.2, 7).
О, кроткие, вы получите в наследство всю землю. Вы недоумеваете, как это? А так, как и Апостолы. Чьи имена известны сегодня по всей земле больше, чем их имена? Речи какого властелина слышны сейчас повсюду громче, чем слова Апостолов?
Не имеющие кротости не унаследуют ни пяди земли ни здесь, ни в Раю.
Толкование остальных Заповедей Блаженств святителем Николаем Сербским читайте в следующих выпусках.
Материал подготовила Елизавета Павленко.