Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского

Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом.

Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80-90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России.

Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов – почитанию князя Александра в лике святого – и посвящена данная статья.

Среди первоисточников следует, прежде всего, указать на историко-агиографическую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра». «Повесть» дошла до нас в нескольких редакциях XIII – XVIII веков. Первая редакция была написана в стенах Владимирского Рождественского монастыря младшим современником Александра Невского не позже 1280-х годов. Первоначальное житие представляло собой панегирик в честь Александра. Писатель отбирал факты с целью показать глубокое впечатление, которое произвела личность князя на современников. Житие состояло из монашеского предисловия и десятка отдельных эпизодов из жизни князя, носивших характер свидетельств «самовидцев»; в конце был приписан плач по умершему, включавший и посмертное чудо с духовной грамотой, когда во время заупокойной службы рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. При этом последний эпизод являлся свидетельством безусловной святости князя, а весь текст жития говорил о нравственной чистоте и высоте духовного подвига Александра.

Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве. «Повесть о житии Александра Ярославича Невского», написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя. В XIV-XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому пок­ровителю русского воинства. Из­вест­­но чудо явления святого Александра Невского пономарю Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в ночь на 8 сентября 1380 года, то есть в канун Куликовской битвы, когда в видении благоверный князь Алек­сандр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей святого князя. «После 117-летнего пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. Митрополит Московский Киприан повелел с тех пор называть Александра Невского «блаженным». Святому было учинено монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы. В 1552 году совершилось чудо в присутствии Ивана Грозного, шедшего походом на Казанское царство и остановившегося во Владимире. Во время молебна у раки святого Александра Невского о даровании победы приближенный царя, Аркадий, получил исцеление рук; впоследствии он написал еще одно житие святого. Со временем по всей Руси стали строиться храмы и закладываться монастыри во имя святого благоверного князя Александра.

Подъем почитания князя произошел в XVIII веке при Петре I. В 1710 году царь приказал воздвигнуть на месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240 году монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. Этим символическим актом Петр хотел прочно увязать память о своей собственной победе над шведами с памятью о триумфе Александра в Невской битве. В 1724 году первый русский император приказал, чтобы впредь святого больше не изображали как схимника и монаха, а только «в ризах великого князя». В этом же году произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Петр лично внес мощи святого князя, прибывшие по воде из Владимира, в построенную на территории Александро-Невской обители церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С этого момента князь был признан небесным покровителем империи и ее новой столицы, а также великим предшественником Петра.

Таким образом, в XVIII столетии благоверный князь Александр предстает перед нами уже не как преподобный угодник Божий, но как прославленный князь и великий предок царской семьи. Связав имя святого Александра Невского с важнейшей в истории России датой – подписанием мирного договора со шведами, Петр I придал его почитанию государственный и политический характер. Уже после смерти императора, в 1725 году, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила орден в честь святого Александра Невского, ставший одной из высших и почетнейших российских наград. А к 30 августа 1750 года по повелению дочери Петра I Елизаветы была изготовлена серебряная гробница для мощей святого. На ее изго­товление было истрачено 90 пудов чистого серебра – первой продукции «Колыванских рудокопен». В XIX веке три русских императора были соименны благоверному князю Александру, и тем самым подчеркивалась роль благоверного князя-воина как покровителя царствующего дома.

В конце XVIII века, а окончательно уже в XIX веке под влиянием трудов светских историков личность Александра приобретает черты национального героя. Образ Александра Невского в XIX веке выделяется, во-первых, своим светским характером: в текстах русских историков святой предстает правителем русской земли; во-вторых, Александр превратился в исторического деятеля, который не только защищал русское государство от захватчиков, но и оборонял русскую народность, русский быт и православную веру.

В характерном возвышенном тоне писал об Александре Н.М. Карамзин, весьма достойно предстал князь в «Истории» С.М. Соловьева, и даже скептик Н.И. Костомаров, оценки которого часто носят весьма язвительный характер, для Александра сделал исключение и написал о нем в почти карамзинском духе.

После октябрьской революции 1917 года большевики в первые два десятилетия своего правления не принимали во внимание деятельность Александра Невского. На это было несколько причин: во-первых, он был святым и символом Православной Церкви; во-вторых, представителем монархического режима и правящего класса; в-третьих, русские прославляли его как национального героя. М.Н. Покровский и его ученик заклеймили князя как «приспешника новгородской торговой буржуазии». В 1918-1920 годах большевики развернули яростную антирелигиозной кампанию, в ходе которой было вскрыто и разграблено около 70 святых мощей. В то время и диктатор «красного Петрограда» Г.Е. Зиновьев и его Комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей благоверного князя Александра, но Совет отказал из-за активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и всех верующих города. Однако в мае 1922 года Г.Е. Зиновьеву удалось продвинуть в Петросовете постановление о вскрытии раки святого. Вскрытие мощей провели публично. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма. Вскрытие мощей большевики отсняли на кинопленку, и в 1923 году в кинотеатрах демонстрировалась «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского».

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР. Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны. В блокадном Ленинграде осенью 1942 года художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 года находилась рака с мощами святого князя Александра Невского. А весной 1943 года был открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, Петра I. В 1944 году в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная святому князю Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленин­градского фронта и жителей города. Эта волна гражданской популярности благоверного князя поддерживалась и Русской Православной Церковью. В годы войны ею были собраны пожертвования на строительство авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Имя князя воспринималось как символ борьбы с германской агрессией на русские земли. Мощи благоверного князя вновь были возвращены из Казанского собора, в котором размещался Музей истории религии и атеизма, в Александро-Невскую лавру в 1989 году. В 1990 году по инициативе Святейшего Патриарха Алексия II земля, взятая на месте битвы в Усть-Ижоре, была освящена и в специальном ларце в сопровождении военного эскорта доставлена в лавру, где и помещена в Свято-Троицком соборе рядом с мощами князя. В 2007 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время появляются работы, основной целью которых является пересмотр деятельности и самой личности Александра Ярославича с критической стороны. Мы не будем учитывать личный мистический опыт молитвы, но ответом на все выдвигаемые этими авторами аргументы для нас является то обстоятельство, что благоверный князь Александр Ярославич Невский – святой! Он был прославлен фактически сразу же после смерти. А это не может не являться свидетельством его богоугодной жизни. И даже если его канонизация была напрямую связана с тем, что, по мнению И.Н. Данилевского, «в глазах современников он оказался последним защитником Православия накануне ожидаемого конца света», нужно отчетливо понимать, что святыми просто так не становятся. Святые – это люди, прославленные Самим Богом. И если Господу было угодно прославить в веках Своего угодника, благоверного князя Александра Ярославича, то в этом есть глубокий смысл. Ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от дел мира – угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если все, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!»

Священник Алексий Веретельников