Слово в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии
Относительно сегодняшнего дня можно сказать следующее: христиане терпят страдания за веру не менее тяжкие, чем это было в первые века распространения евангельской вести по земле. И речь идёт отнюдь не о моральном унижении и духовной дискриминации, но о самых настоящих физических гонениях, мученической смерти, преимущественно от рук представителей воинствующих течений мусульманства, но не только. Эти годы развития бандеровского «майдана» на Украине пополнили число мучеников за веру и правду Христову и из числа духовенства, и из числа благочестивых мирян, что отзывается болью в сердцах миллионов православных христиан всего мира, а особенно России. Однако, возвращаясь к вашему вопросу о духовном противостоянии внутри нашей страны, должен сказать, что она занимает особое место в мире, и вполне оправданы слова преподобного Серафима о том, что в России преимущественно сохранится живая вера во Христа и соответствующий уклад, порядок, образ жизни. Тем не менее, везде, начиная от школьных аудиторий до рабочих коллективов, сталкиваются между собой вера и неверие; христианское долготерпение и милосердие – и неуживчивость, плохо скрываемая раздражительность; чистое слово, исполненное правды и любви, – и разнузданная брань, включая прямое богохульство. Тепличных условий на земле нет или почти не бывает. Достоинство христианина познаётся в испытаниях, в умении преодолевать искушения. Тезис, будто верующие – слабые люди, мне кажется, не современен и старомоден. Жители Донецка и Луганска, не уехавшие из осаждённых городов и пережившие бомбёжки и разрушение жилых домов, – это слабые люди? По моему глубокому убеждению, истинный христианин – это сильная личность. Сильной, светлой, ясной, целеустремлённой должна быть его мысль; всепокоряющей силою пусть будет наполнено его слово, умеющее заграждать уста нечестивых; сильным в кротости и смирении подобает быть нашему сердцу. Поэтому мы должны быть готовы дать с любовью, благожелательством, но и строгостью отповедь тем, кто вследствие растления своего ума и сожжённой совести пытается поколебать религиозные убеждения верных чад Церкви. Если христианин услышит где-то в противоположном углу большого помещения нечестивый разговор двух людей, может быть, ему не нужно влезать в этот конфликт. Если же именно к вам обращена циничная речь, оскорбительная для чувств верующих, можно и должно строго прервать её, призвав уважать убеждения окружающих. Особенно плодоносен в своём ответе бывает тот христианин, который не теряет благожелательности, светлости во взоре, кто желает добра говорящим и поэтому не оскорбляет их, не унижает, но мягко вразумляет, обезоруживая своими разумными контртезисами слабость их идейной позиции.
Будем в этом отношении учиться у Христа. Вы помните, Он взирал со скорбью на окружавших Его фарисеев и скорбел об их окаменении сердечном, однако в ответ не злословил, но кротко вразумлял, свидетельствуя об истине. Эту мужественную мудрость и всепобеждающую любовь мы призваны заимствовать у Спасителя, нас всегда поддерживающего, вразумляющего и исполняющего наше сердце и уста силы Божией. И если ты истинный христианин, то ни в коей мере не можешь позволить себе ожесточиться, даже потерять спокойствие. И по внешности мы, «сыны света», «сыны Царствия», должны отличаться от сынов века сего. Налитые кровью глаза, дрожащие от ненависти губы, брызгание слюной, размахивание кулаками, срывающийся в истерике голос – это не про нас. Но либо Христово молчание пред лицом циничного заговорщика, либо кроткое и сильное слово любви и вразумления, сдобренное тайной молитвой за оскорбляющих и гонящих нас.
Дай Бог православным христианам, которые размышляют на эту непростую тему, в ежедневном чтении Евангелия и Апостольских Посланий находить всё необходимое и достаточное для общения с ближними и дальними, для стяжания искусства защищать нашу веру и вразумлять её противников в духе правды, кротости и любви.
Протоиерей Артемий Владимиров