Святитель Иоанн Златоуст писал: «Сделай свой дом небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание, а когда призовешь к своей трапезе Самого Владыку Небесного. Бог не презирает такие вечери. Где духовное учение – там и смиренномудрие, и честность, и скромность; где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос». Вот какая задача. Устроить жизнь своей семьи так, чтобы это было подобно жизни небесной. Свою квартиру сделать подобной раю.
У нас что-то обратное получается. Поорали друг на друга, нагрубили, издергали, показали себя и спать пошли. Еда готова, портфели собраны – и ладно…
Как же так устроить, чтобы из ада все это превратилось в рай? Увеличить домашний иконостас, покадить ладаном, сделать крестики над входом? Внешнее порой очень помогает внутреннему. Но святитель Иоанн Златоуст призывает нас в первую очередь подумать не о стенах, а как раз о том, как устроить внутреннюю жизнь семьи.
Во времена Златоуста и люди, и отношения между ними были примерно такими же, как и у нас сейчас. Мегаполис, смешение культур. Рядом живут потомки мучеников и неофиты, язычники и крещеные, но еще язычествующие христиане, иудеи, варвары, все разных национальностей. В храме люди рукоплескали проповеднику-Златоусту: вот как хорошо, правильно сказал! (Да, тогда люди в храме аплодировали, это было нормально.) А дома – как ни в чем не бывало – как будто два разных мира: один – в храме, где все правильно и благочестиво, а другой – в доме и «на площади», то есть в обществе: все по-старому, смесь язычества, лени и эгоизма. И святитель Иоанн Златоуст призывал соединять эти два мира – мир Церкви и мир «личной жизни». Призывал освящать не только воскресное утро, но и всю жизнь свою, весь быт-бытие.
А в быту одно из важных и регулярных событий – это «вечеря», семейный ужин. Это время, когда все собираются вместе, все рядом, все имеют возможность общаться. Это время, иногда – единственное за весь день, когда мы можем спокойно побыть друг с другом. И вот это время Иоанн Златоуст призывает освятить. Призывает соединиться в это время не только друг с другом, но и с Богом. Как? Вот так – соединить храм с домом. Провести ниточку от проповеди, от богослужения – к семейному ужину, к бытованию твоей семьи. В храме ты был слушателем. Ты был учеником. Научился. Хоть чему-то научился. А теперь будь учителем. Учителем в своем доме. Священником в своей малой Церкви. Святитель Иоанн Златоуст часто сетовал на то, что родители, которые справедливо представляют Церковь как свою духовную школу, даже не пытаются сделать таковой школой и свой собственный дом. На протяжении многих веков наши учителя, наши святители призывали родителей учить своих собственных детей, не перекладывая своих обязанностей на плечи «хороших школ», «умных учителей» и «самых лучших батюшек». Чтобы семья стала Церковью, чтобы семья стала небом, недостаточно иметь на руках свидетельство о венчании, недостаточно совершить подвиг нашего времени и героически не убивать своих деток, когда их Господь нам пошлет. Чтобы семья стала Церковью и Небом, она должна стать местом «духовного учения». Родители должны стать не только рождателями, обувателями и одевателями, накормителями и в школу отвозителями, но и учителями своих детей. Ни много ни мало как священниками и даже епископами в своих малых Церквях. Дом, который живет как школа, дом, в котором вся жизнь построена на учении Церкви, преображается. И смиренномудрие, и честность, и скромность – все включено. Мир и тишина. Это уже рай, по-моему. Это и есть то самое, о чем мы мечтаем, когда представляем себе идеальную семью, где все чудесно и прекрасно. А все порождается духовным учением.
Здесь можно вспомнить семью святителя Василия Великого. Удивительную семью. Родители Василия Великого воспитали не только этого вселенского учителя и святителя, но также и святителя Григория Нисского, и основательницу женского монашества преподобную Макрину, и еще нескольких святых. Об этой семье можно и нужно говорить много. Вспомним об одном: отец в этом семействе сам учил своих детей, хотя был человеком состоятельным (имел возможность последовать обычаю времени и нанять учителей). Именно он учил своего сына Василия не только «наукам», но и «духовному учению», по словам друга этой семьи святителя Григория Богослова, соединяя учение с жизнью. Мать этого семейства учила дочерей – Григорий Нисский описал, как эта удивительная женщина преподавала это самое «духовное учение» старшей дочери, святой Макрине.
Согласие и любовь, по Златоусту, самое важное в браке. Все остальное – только средства для достижения этих двух вещей. Согласие (Όμόνοια) – «одни мысли», единомыслие. Когда муж и жена мыслят так, как один человек. Когда у них мышление, взгляд, мнения – все общее. Когда мы пытаемся понять друг друга. Уважаем друг друга. Принимаем друг друга. Все возникающие разногласия пытаемся сгладить, покрыть, исправить. Когда отказываемся от своих амбиций, от своей гордыни, чтобы уступить, чтобы быть вместе. Когда «вместе» важнее «меня». Когда внутри и снаружи соглашаемся друг с другом. Единомыслие мужа и жены строит весь дом. Единомыслие строит брак. Единомыслие строит весь дом. Согласие мужа и жены – основание семейной педагогики. По утверждению святителя Иоанна Златоуста. Во-первых, если муж и жена живут друг с другом в единомыслии и любви, то что это за жизнь такая? В таком доме спокойно, мирно. Ласково. Комфортно. Утешительно в такой семье жить. Таким образом мы создаем в своем доме, в пространстве жизни своих детей психологически комфортные условия. А это – необходимое основание для гармоничного развития личности каждого нашего ребенка, для развития его творческих способностей и далее по списку.
А во-вторых, единомыслие мужа и жены – это согласие между двумя основными руководителями и воспитателями ребенка. Когда эти основные воспитатели единомысленны, это гарантирует единство воспитательного воздействия на ребенка. А это, в свою очередь, залог эффективности семейной педагогики.
А без согласия все рушится. Семья тонет в ссорах, в спорах, в раздорах. К сожалению, представлять не приходится – в нашей стране большинство браков распадается. А это означает, что большинство (!!!) детей растут или уже выросло в семье, где люди не стремились всеми силами сберечь любовь, достичь единодушия и единомыслия. Колкости. Склоки. Доказывание, кто тут прав. Даже драки и членовредительство.
И это можно сравнивать не с Церковью, а с катастрофой ересей и расколов. Это не небо, о котором говорил Златоуст, – это можно назвать как раз адом. Посмотрим на все это со стороны, отойдем от собственных «уникальных ситуаций» и претензий к своим супругам – посмотрим на все это так, как будто мы просто выбираем некие абстрактные условия для жизни своим любимым детям. Вряд ли мы им пожелаем воспитываться в таком аду, даже если это будет всего лишь временами подобно аду. И вряд ли мы дерзнем вообразить, будто в перепалках, злословии, нетерпимости и даже ненависти можно построить малую Церковь, можно сделать свой дом местом духовного образования кого бы то ни было.
Согласие и любовь между мужем и женой – фундамент воспитания детей. Будем же в первую очередь заботиться о согласии и любви.
Поэтому на протяжении всех лет наших усилий по воспитанию и образованию своих детей будем в первую очередь заботиться о своих отношениях со своим мужем, со своей женой. Без этого основания, без этого фундамента все здание нашего педагогического творчества, пусть разукрашенное «православной» атрибутикой, с грохотом рухнет и погребет нас с вами под этими завалами.
Из книги Анны Сопрыкиной