« Гордость – постыдная и страшная вещь, ведь она
Ангелов превратила в демонов! Она нас выгнала из
рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.»
( Паисий Святогорец )
В жизни нередко происходят события, которые одни называют случайными, другие – судьбоносными, третьи – знаковыми, а кто-то – промыслительными. Но, независимо от названия, это не меняет сути таких событий; каждое из них служит ключом к пониманию той или иной неразрешимой, как казалось, ситуации, позволяет по-новому взглянуть на мир и на себя либо коренным образом меняет течение всей нашей жизни.
Вот такой «случайностью» для меня стало знакомство с «Записями» священника Александра Ельчанинова. О.Александр последние годы своей жизни провел в эмиграции во Франции в 30-е г.г. прошлого века. И, несмотря на то, что с момента его рукоположения в иереи до кончины в 1934 г. прошло около 8-ми лет, он оставил после себя глубокие по своему содержанию заметки, касающиеся вопросов аскетической и духовной жизни.
Одна из работ о. Александра, «Демонская твердыня (О гордости)», стала для меня самым настоящим откровением. Откровением в том смысле, что я, как бы со стороны, увидел себя и истоки многих моих нынешних проблем.
Когда речь заходит о тщеславии и его логическом завершении – гордости, почему – то первыми на ум приходят…нет, не события собственной жизни ( Боже упаси! ), а поступки твоих знакомых или близких. Вот и я не избежал сей тяжкой «участи»: все больше и больше проникаясь написанным об этих тяжких грехах у о.Александра, я ,не задумываясь, примерял все это на своих друзей и знакомых. Куда проще отыскивать изъяны и сокрушаться о моральном несовершенстве окружающих тебя людей, нежели честно признаться самому себе: «всяк человек ложь».
И тут меня как обухом по голове ударило: это же все про меня написано! «Костюмчик», скроенный из гордыни и тщеславия, в который я пытался втиснуть других – с чужого плеча, т.е. с моего. И сидит на мне этот павлиний камзол, как влитой, будто я родился в нем. И так приятно покрасоваться в нем, и столько наград сам себе понацеплял: тут и ордена «За Несуществующие Заслуги перед Отечеством» всех мыслимых и немыслимых степеней, и медаль «За Отвагу на параде», почетный знак «За Бурные и Продолжительные Аплодисменты» и проч., и проч. Хочется в упоении прогреметь на весь мир словами Фомы Опискина из «Села Степанчикова…» Достоевского: «…О, не ставьте мне монумента!.. Не надо мне монументов!.. В сердцах своих воздвигните мне монумент…». И пока восхищенно вертишься перед зеркалом и тебя распирает от сияния собственной славы, – швы на камзоле расходятся, нитки рвутся, мишура и блестки осыпаются и какой- нибудь мальчик из сказки удивленно крикнет за твоей спиной: «А король-то голый!»
Вот что пишет о тщеславии о.Александр: «Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерывное ориентирование на других – что они скажут? как это покажется? что подумают? «Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными и т.д.» — все это, пока есть зрители».
Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану – тщеславием обладаюсь; соблюдаю молчание – паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами… Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям…»
Далее о.Александр пишет: «…Усилившееся тщеславие рождает гордость. Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не мое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня»… она – вражда к Богу, начало всякого греха, она – во всяком грехе».
По словам преп. Иоанна Лествичника, «начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав».
Как же бороться с гордостью, этой смертельной болезнью, которая есть «крайнее убожество души» ( преп. Иоанн Лествичник ), что ей противопоставить?
И опять процитируем о.Александра Ельчанинова: «…во – первых – смирение; затем — послушание, по ступенькам – любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец – послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого – то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя»… пусть каждый день берет человек свой крест – крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания – немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.
И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти».
Спаси нас всех Господи!
Материал подготовил Александр Журавлёв