Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Цифровизация обучения приводит к атрофии мышления

Предедатель попечительского совета Российской академии образования, экс-министр просвещения Ольга Васильева рассказала на радио «Вести ФМ» о том, какие опасности несет цифровизация образования. Это атрофия мышления, исчезновение целеполагания и – будущего у человека.

В 2014 году владелец Facebook Марк Цукерберг выделил пять специалистов для разработки специальной цифровой платформы Summit Learning под массовое школьное образование в США. Он называл ее идеальной системой для персонализированного обучения. С первого дня платформа была задумана как государственная. Лоббисты сразу начали говорить о том, что это огромная помощь детям в маленьких населенных пунктах, так как они получат доступ к качественным урокам и учителям. А Цукерберг заявлял, что учителей освобождают от рутинной работы и освобождают время для наставничества.

В 2016 году он выделил 99 млн. долларов на дальнейшее развитие системы. Фонд Цукерберга и Чан заказал Гарвардскому центру исследование влияния этой платформы на здоровье школьников. Но вскоре фонд неожиданно вышел из проекта, а исполнительный директор туманно заявила, что результаты могут омрачить само цифровое обучение. Также один из участников исследований признал, что переходить на цифровое обучение рановато, рассказал Васильева.

Первыми запротестовали родители в Канзасе. Один из родителей сказал крылатую фразу: «Мы разрешили компьютеру преподавать, и дети выглядят, как зомби». Причем он для «спасения» детей отдал их в католическую школу, хотя и не является религиозным человеком.

В 2018 году начались протесты старшеклассников. В Бруклине старшеклассники одной из школ написали открытое письмо Цукербергу. Они рассказали, что ничему не учатся, у них нет взаимодействия и общения. Второе – у них собирают все персональные данные: имена, записи о посещениях, болезнях, пропусках, расу, этническую принадлежность, социально-экономический статус, поведение, оценки, внеурочную активность. И планируется продолжить слежку после школы, как сказано на сайте платформы. Тогда удалось убрать платформу только из 11-12 классов, но ее оставили для 9-10 классов. Интересно, что Билл Гейтс оценил тогда эту инициативу как сегрегацию на бедных и богатых, отметила Васильева. Она привела интересные и многозначительные данные. Также 43% российских школь­ников младших классов имеют свои странички в соцсетях, у старшеклассников этот процент достигает 95. «Получается, что наши дети находятся фактически с 4-летнего возраста в гиперинформационной среде», – подчеркнула она.

Ведущая Анна Шафран напомнила результаты исследований Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава РФ, которые до сих пор никто не опроверг. У более чем 80% школьников проявились неблагополучные психические реакции в условиях изоляции и дистанционного обучения. Неблагополучные психические реакции пограничного уровня были отмечены у 83% школьников: депрессия – у 42%, астенические состояния (уныние, печаль, страх) – еще у 42%. Большинство школьников, 63%, сидели дома. Только 13% легко адаптировались к новому режиму. Авторы исследования отмечают также нарушения сна у 55% школьников, обсессивно-фобические состояния – у 37%, синдром головных болей – у 27%, подавленность – у 13%. Только 32% сохраняли ровное и положительное настроение. Почти половина детей испытывали неоднократную смену настроения в течение дня. Дети восприняли режим запирания по домам отрицательно (37%). Невыносимым его назвали еще 21%. Понравилось это лишь 17%. Онлайн-опрос проводился с конца апреля по конец мая, в нем приняли участие почти 30 тыс. школьников с 5 по 11 класс из 79 регионов России.

Васильева привела в пример Францию, которая запретила гаджеты в школах. И это не ограничение свободы, а элементарное требование к обучению.

Ранее профессор нейробиологии Норвежского университета естественных и технических наук Одри ван дер Меер рассказал, что при цифровом обучении мозговая активность резко снижается. Он советует детям в раннем возрасте что-то раскрашивать, руками перебирать маленькие объекты, передвигать кусочки головоломок, то есть развивать мелкую моторику, которая требует четкой координации головы, глаз и рук. При цифровом же обучении ребенок полноценно не познает мир и отстает в развитии.