Что такое настоящее покаяние? Что человеку нужно, чтобы покаяться? Уйти в монастырь? Провести несколько десятков лет в пустыне? Можно ли вообще покаяться, не прибегая к столь радикальным способам?
Настоящее покаяние должно быть искренним! Человеку важно понимать, что он делает, когда каится. Осознавать необходимость покаяния, исключительность этого средства в избавлении от всего гнетущего.
Например, у человека болит зуб. Целый день, всю ночь. И он знает, что кроме врача-стоматолога ему никто не поможет. Поэтому бежит в поликлинику, и ему всё равно: накурено ли там, злая ли медсестра его встретила. У него болит! Возможно, врач его хорошенько отчихвостит за то, что он так долго не приходил. И вот больной зуб удаляют, и приходит облегчение. Так и с покаянием.
Часто мы приходим на исповедь, когда у нас не болит. А порой даже не понимаем тех слов, которые говорим под епитрахилью. Поэтому нет у нас искренности. Когда болит, то мы мчимся ко Господу, как говорит царь Давид в псалме: «Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41:1). Только когда человек прочувствует, как грех не даёт ему спать, есть, нормально мыслить, он искренне идёт к Богу. И ему всё равно, кто его дёргает, отвлекает на этом пути. Он чувствует, как благ Господь, как потихоньку снимает с него мучительную тяжесть. Его настигают счастье, лёгкость, и вокруг все становятся такими замечательными. И чувство искренней радости, охватывающее в этот момент, прекрасно!
Тот, у кого не болит, ходит на исповедь формально. Ему сказали: надо покаяться – он пришёл. Не понимая, зачем это ему надо.
Искренность перед Богом – это первое из качеств, которые у нас должны быть. Открытость Ему. Ведь Господь милосерден и сострадателен, и никто больше не может снять с нас грех. Без Него – никакого шанса. Но для такой открытости и боль греха должна быть сильной у человека. Он должен не только умом понимать, что согрешил. Душа должна болеть.
Да, бывает так, что проходят годы, и человек приходит со словами: «Я не знаю, в чём каяться». Такое случается. Он ходит в храм давно, всё основное «сбросил». И нынешние грехи не вызывают прежнего покаянного переживания. Приходится говорить, объяснять, разбираться.
Каждый пост я разъясняю прихожанам молитву преподобного Ефрема Сирина. Казалось бы, который год повторяю одно и то же, даже неловко. И люди одни и те же. Но вот понимания не вижу. Они впадают в ступор, когда я спрашиваю, что такое, например, любоначалие, хотя каются в нём на исповеди. Как же ты можешь каяться в том, чего не понимаешь? Ты что-то несёшь Богу, а что – сам не знаешь. Это ведь только ветеринарный врач лечит бессловесных. А Богу нужно выразить то, что у вас болит. Нужно дать нравственную оценку тому поступку, который вы совершили. Констатировать лично: то, что вы сделали – это плохо.
Ещё не нужно бояться давать оценку самому себе. Люди часто стараются уйти от прямых формулировок, честно называть себя грешными. А ведь не нужно приукрашивать своё состояние, умалять греховность. Нужно признавать всё. Если не признаешь, и благодати не будет ответной от Господа в помощь. Раз ты такой умный, сам справляешься – что ж, справляйся. А человек, который смирился, который говорит: «Да, Господи, нет у меня любви. Помоги мне, пожалуйста! Верую, Господи, помоги моему неверию!» – получает помощь. Так что мы опять приходим к искренности. Говорите с Богом честно.
Вы должны понимать, что происходит с вами, с вашей душой, в чём каетесь. Для приобретения этого понимания надо трудиться. Не ленитесь узнавать, от каких именно грехов мы вместе со всей Церковью просим Бога нас избавить, не бойтесь смотреть в свою душу. Будьте честны с собой и Богом.
Отдел по делам молодежи при Священном Синоде УПЦ
Протоиерей Владимир Шутов