Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

В церковной жизни многое хоть и очевидно, но таинственно, необъяснимо вполне, поскольку неисповедимы пути Господа (Рим. 11: 33). Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы преимущественно стал праздником русским, хотя события, связанные с ним, и произошли в далеком X веке в благословенной Элладе. Предание сообщает, что историческим основанием для осеннего русского празднества Покрова Пресвятой Богородицы стала гибель в водах Босфора славянских стругов, целая флотилия которых окружила Константинополь с враждебными намерениями. Тогда блаженный Андрей и ученик его Епифаний во Влахернском храме увидели Матерь Божию, распростершую Свой покров над молящимся народом. Примечательно, что и сам блаженный Андрей был тоже родом из славян, но уже иной, «новый человек» – христианин, и как бы символизировал собой скорую перемену, должную случиться с нашим народом в таинстве святого крещения.

Почему же это событие, приведшее ко крещению князей-язычников, осталось в памяти только русского народа? Ведь наши пращуры потерпели тогда полное поражение!

Современному городскому человеку с трудом дается понимание спасительного смирения, которое есть не что иное, как признание своей совершенной немощи пред Богом, соединенное с мольбой о помиловании. Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия. В этом-то и проявилось величие и благородство русского духа! Воинственное славянство склонило главу перед неодолимой мощью Вселенского Православия, познав крепкую руку Божию в постигшем русов несчастье.

Замечательно, что не только просвещенные истинной верой греки, но и наши предки, «пребывавшие во тьме и сени смертной», познали в происшедшем непосредственное заступничество Матери Божией, что является неоспоримым свидетельством их мистической интуиции и предызбранности Провидением к особой исторической миссии. Таков был и еврейский Савл, ставший великим апостолом язычников после дарованного ему откровения свыше.

Примечательны и другие детали. Так, Пресвятой Владычице предстояли в молитве святой Креститель Спасов Иоанн и апостол Иоанн Богослов, и мы знаем, что имя Иоанн, наверное, можно назвать самым русским из всех. Почему так сложилось? Мы не задумываемся об этом, принимаем как данность, но ведь в этом тоже есть какая-то очевидная тайна Промысла Божия.

Примечательно и то, что покров Свой Богородица распростерла над народом, находящимся в крайней опасности, в тревоге и скорби, и молитва этого народа, надо полагать, была исполнена особых покаянных чувств и сокрушения, была особенно горячей и искренней, как это и бывает в минуты опасности. И если мы посмотрим на историю Руси, то увидим, сколько скорбей, бед и напастей перенес наш народ за всю свою историю и даже доныне. Но здесь надо вспомнить, что Бог кого любит, того наказывает (Евр. 12: 6), как любимого сына, в которого верит и потому особенно строго и ревностно следит за его воспитанием. А Покров Божией Матери как раз и является свидетельством того, что все наши беды, пусть и случающиеся иногда от нашей строптивости и буйства, – всё же есть знак того, что Бог не оставляет нас, подвигает к покаянию, направляет на пути правды. И Матерь Божия, ходатайствующая о нас, простершая над нами Покров Своей благости, – верная благовестница того, что гнев Божий скоро готов смениться на милость в случае искреннего и действенного нашего покаяния.

Через два с половиной века после явления Божией Матери во Влахернском храме наш русский князь Андрей Боголюбский  изумился, что такое замечательное событие никак не отражено в русской богослужебной традиции. И во многом благодаря его попечению и ходатайству праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси, быстро вошел в обиход и с тех пор считается одним из самых любимых и почитаемых праздников, подтверждающий непреложную библейскую истину: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

По материалам Православие.ру