- Церковь с.Льялово - https://lyalovo.ru -

Цветок на Красной площади

Запись добавлена 28.08.2020 @ 20:18

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву – так звучит его каноническое полное название, был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии, но еще и просто необыкновенно красив. На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла деревянная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный Алевизов ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей. Вокруг Троицкой церкови во время походов на Казань возводились храмы – они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль на Взлобье Троицкой площади (так называлась раньше Красная площадь) в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем – это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили в рекордные сроки, всего шесть лет – с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы. Российский филолог Дмитрий Лихачев говорил о том, что собор – это символ русского характера. Снаружи вроде бы огромная домина, а внутри маленькие церквушки.

Десятая церковь – храм святого Василия Блаженного – была пристроена в 1588 году, через 30 лет после кончины святого и в год его канонизации, при царе Феодоре Иоанновиче. Царь сам с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, там, где впоследствии построили Покровский собор. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название – собор Василия Блаженного. В этой маленькой церкви сейчас находится рака Василия Блаженного. Мощей в раке нет, она пустая, но рака располагается прямо над тем местом, где когда-то был погребен московский святой. Мощи его находятся под спудом и, по преданию, никогда не поднимались. Первая подлинная рака была утеряна в Смутное время, во время разорения и осквернения собора поляками, вторая – поздняя, серебряная, кованая, выполнена в 19 веке. На Пасху 1991 года в церкви провели первую службу после долгого простоя. В 1997 году в храме снова начали проводить богослужения по воскресеньям и на праздники. Сегодня храм святого Василия Блаженного – это единственная церковь собора, где регулярно проходят службы.

Первоначально Покровский собор был несколько иным, чем мы видим его сейчас. Каждая церковь собора получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. В 1672 году над могилой Иоанна Блаженного был возведён придел Рождества Богородицы. Так собор стал состоять из 11 церквей – окончательного количества. Внешний вид храма сильно преобразился в середине XVII века. В 1670 году в архитектурный ансамбль добавилась шатровая колокольня. Верх сооружения из железа, а паперть покрыли черепицей. На стенах появился пестрый орнамент. Пока не реконструировали колокольню Ивана Великого в Кремле в 1660 году, собор был самым высоким зданием в столице. Существенно изменился храм в 1680 году. Деревянные галереи перестроили на кирпичные, звонницу заменили шатровой колокольней. Растительным орнаментом украсили площадки, галереи и парапеты крылец. Достройки закончились в 1683 году, в честь которых сделали надписи на керамических вставках в стенах собора. Но свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

В соборе нет подвалов, галереи и церкви построены на общем подклете – основании из нескольких помещений. В комнатах были глубокие ниши, которые использовали как тайники и хранили там различные ценности. Своеобразные сейфы закрывались дверями, от которых сегодня остались одни петли. Эксперты предполагают, что до 1595 года в подклете прятали казну царя. Потайной проход в подклет обнаружили в 1930 году во время реставрационных работ.

В храме уникальная акустика. Древние мастера вмонтировали в стены акустические резонаторы, которыми являлись самые обыкновенные глиняные кувшины. Эта простая «хитрость» позволяла усиливать любые звуки. И сейчас можно почувствовать, как музыка, которая звучит, например, в Покровском храме, буквально поднимается вверх, под купол.

Мощи Василия Блаженного и Иоанна Блаженного – не един­ственная ценность Храма. Специально для него в XVIII в. были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе – «Знамение со святыми на полях», ее реплика и «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными».

Необыкновенной красоты храм неоднократно страдал от пожаров, его пытались снести, но всякий раз храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 г. Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах – храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили. После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Но этим замыслам не суждено было сбыться. Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. Известный всему свету, этот памятник по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества, и, вместе с тем, служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы.

 

Материал подготовил Шанурин Максим


URL адрес сайта Церковь с.Льялово: https://lyalovo.ru

URL адрес записи: https://lyalovo.ru/lestvica/7866