Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Поздравляем с праздником Успения Пресвятой Богородицы!

Воскресения Господа Иисуса Христа Пресвятая Богородица прожила двадцать четыре года. Она находилась на попечении Иоанна Богослова в Иерусалиме.

Двенадцать лет по Вознесении Христа по церковному Преданию апостолы пребывали вместе в Иерусалиме, а затем разошлись проповедовать имя Христово (Деян.16:20; Мк.16:20). Пресвятой Богородице, которой было уже около шестидесяти лет, выпал жребий проповедовать в земле Иверской, но появившийся Ангел остановил Богородицу: «Не отлучайся из Иерусалима». По свидетельству предания, Она пребывала там с апостолом Иоанном. С ним же Она посетила Малую Азию, Антиохию и остров Кипр, получила в Свой удел полуостров Афон, где прорекла ему будущую славу, обещав Свою помощь и покровительство. Святой Дионисий Ареопагит видел Богородицу в Иерусалиме уже в преклонном возрасте и писал об этом апостолу Павлу: «Невероятно казалось мне, исповедую пред Богом, чтобы кроме Самого Высшего Бога был кто-либо преисполнен такой божественной силы и благодати».

Однажды во время Ее молитвы на Елеонской горе Ей явился Архангел Гавриил с сияющей необыкновенным светом небесной благодати райской ветвью – символом будущей радости и блаженства. Он возвестил Пречистой Деве о скором ее отшествии ко Господу. Исполненная глубокой веры в будущую вечно блаженную жизнь, эту весть от Архангела Она приняла не со страхом и печалью, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности Богу.

Вернувшись в дом Иоанна Богослова, Своей молитвой к Сыну Она чудесно «от конец» собирает апостолов, рассеянных по миру во знамение того, что Ее союз с верующими на земле не только не прерывается с Ее исходом, но становится еще крепче. В церковных песнопениях поется о том, что из разных стран, где они проповедовали, в Иерусалим собрался чудно «всечестный лик» премудрых апостолов. По воле Божией они были доставлены в Иерусалим «на облацех». Этим, по словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, «Дева Богородица засвидетельствовала, что живущая в Ней благодать, столь долго скрываемая от мира, откроется из Ее гроба и наполнит Вселенскую Церковь».

Богородица благословила их и заповедала похоронить Ее там, где были погребены Ее родители, праведный Иоаким и Анна: «В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое». В день Успения Пресвятой Богородицы собравшиеся апостолы увидели, как Сам Господь Иисус Христос с сонмом Ангелов и святых сошел к одру Своей Матери. И в этот миг Пресвятая Богородица, «аки сладким сном уснувши, предаде в руце Его пресвятую Свою душу».

Апостолы понесли одр к месту погребения. Иоанн Богослов шел впереди со светящейся райской ветвью, принесенной Архангелом. При погребении Божией Матери один из иудеев, ненавидевший христиан, не смог стерпеть почтения, которое воздавалось Ей, и в сатанинском ослеплении дерзнул протянуть руки к одру, чтобы опрокинуть его. Но произошло чудо: явился ангел, который отрубил иудею обе руки. Кощунник осознал, какое злое дело замыслил и покаялся в своём намерении. Чудо же состояло не только в том, что ему отсекли руки, но и в том, как покаяние отсекло его грехи. По молитве апостола Петра, руки вновь приросли к телу, а иудей стал верующим христианином.

Положив пречестное тело Богородицы во гроб, апостолы закрыли вход в пещеру большим камнем.

Только через три дня после погребения из Индии в Иерусалим прибыл апостол Фома, скорбя, что не удостоился последнего прощания с Богоматерью. Сочувствуя ему, апостолы отвалили камень, чтобы Фома мог поклониться Пречистой Деве, но пещера была пуста.

Вечером того же дня апостолам явилась Матерь Божия и произнесла: «Радуйтесь! Я с Вами во все дни». В ответ Апостолы воскликнули при преломлении хлеба:«Пресвятая Богородица, помогай нам».

Пречистое тело Божией Матери было воскрешено Божественной силой и нетленным взято в райские обители, а смерть оказалась не более чем трехдневным сном. «На бессмертное Твое успение собрались мы», – поет Церковь в первом же песнопении этого праздника, и сразу же, в этих первых, начальных словах выражает саму сущность этой радости. «Бессмертное успение». «Бессмертная смерть». Потому и кончина Божией Матери для христиан не скорбь, а радость о Царствии Божием. «По рождестве Дева, и по смерти – жива», – поет Церковь.

Праведный Николай Кавасила пишет, что Пресвятая Дева – «единственная и одна только из всех людей принесшая Богу достойную душу… Поэтому Ей Одной из всего множества когда-либо принявших вещания с Неба, Бог сказал: «Радуйся!… Она была человеком; от людей произошла; была причастна всему, свойственному нашему роду, но не стала наследницей одинакового с нами образа мыслей и не оказалась связанной тем же навыком пороков, но противостала греху и порче, положив конец [предел] лукавству»

В Пресвятая Дева «явила красоту Божьего образа в человеке и показала, что «житие наше на небесах есть». Своей совершеннейшей преданностью Богу, примером всей Своей жизни Она учит человечество, как жить с Богом и в Боге на радость жизни. Ее жизнь для нас – свидетельство и удостоверение о спасительном пути в Царство Небесное».

 

Материал подготовила Александра Бахтурина