Сегодня, в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, все православные христиане исполнены духовной радости. Когда смотришь на икону этих удивительных учеников Христовых, первое, что приходит на ум, – это недосягаемость их святости. Однако давайте внимательно вглядимся в жизнь таких не похожих друг на друга святых мужей и вынесем из их служения полезный для себя урок.
Итак, совершенно очевидно значение деятельности апостолов для Церкви Христовой, но есть еще и чудесное наследство, оставленное ими для всех без исключения людей на свете! Этим сокровищем является пример того, как человеческое произволение способно привести к святости кающегося грешника. Каждый из нас имеет шанс спастись: бедный, богатый, больной, здоровый, молодой или старик…
Изначально первоверховные апостолы были обычными людьми, подобно нам с вами. Вот как описывает их игумен Мелхиседек (Артюхин) в своей праздничной проповеди: «Петр и Павел – два столпа веры – два диаметрально противоположных характера: вдохновенный простец и неистовый оратор – приходят к единому окончанию своего земного пути.
Петр первоначально назывался Симоном, имя Кифа (Петр) – еврейское слово, означающее «скала, камень», было дано ему Самим Христом. Петр был старшим братом апостола Андрея Первозванного, и оба они промышляли рыбной ловлей. Петр был очень простым и искренним человеком, его образ мышления очень живой, в характере – горячность. Для него была характерна речь, побуждающая к немедленным действиям. Петр становится участником многих событий, описанных в Евангелии. Именно его тещу исцелил Христос – и это было одно из первых чудес. Петр участвовал в чудесной ловле рыбы, когда после долгих безрезультатных попыток поймать хоть что-нибудь по слову Христа сети рыбаков наполнились рыбой настолько, что стали рваться под тяжестью улова. В тот момент Петр впервые признал во Христе Господа, ужаснулся и в священном, благоговейном страхе стал умолять Его: «Выйди от меня, ибо я человек грешный». Апостол Петр вместе с Иоанном и Иаковом были свидетелями Преображения Христа на горе Фавор и через некоторое время – Его страданий в Гефсиманском саду. Там горячий Петр отсек ухо одному из стражников, пришедших схватить Христа. Петр искренне уверял Христа, что никогда не отречется от Него. И отрекся несколько часов спустя. А потом к нему приходит осознание совершенного, раскаяние и горькие слезы».
А описывая Павла, игумен Мелхиседек говорит: «Имя Павла, первоначально Саул, или Савл, было дано ему в честь первого иудейского царя. Богатые и знатные родители, принадлежавшие к фарисейской партии, воспитывали мальчика в строгом религиозном духе. Семья имела римское гражданство. Повзрослев, «книжник и фарисей» Павел становится настоящим иудейским «инквизитором». По своей особой ревности он испрашивает разрешение повсюду преследовать и приводить в Иерусалим связанными христиан.
Избрание апостола Павла на апостольское служение абсолютно непостижимо и даже абсурдно с позиции человеческого разума. Человек, яростно сопротивлявшийся распространению учения Христа, вдруг становится пламенно верующим. Ему является Сам Христос со словами: «Я Иисус, Которого ты гонишь». В том, Кто еще вчера был всего лишь распятым неудачником, Павел узнает Бога.
Обращение Павла состоялось на 30-м году жизни, после этого – еще 30 лет апостольского служения. Пережив личную встречу со Христом, Павел свидетельствует о Нем перед народами. Он совершает несколько миссионерских путешествий и проповедует в Аравии, Сирии, Палестине, на Кипре, в Антиохии, в Афинах и многих других городах. Всюду творит чудеса и… терпит гонения. Им основано множество поместных Церквей, к ним он и обращает свои знаменитые послания, которые получают название «Павлово Евангелие».
Сам апостол Павел признает, что ораторскому искусству он не был обучен, но зато владеет истиной. С гневом Павел отражает все нападки, но с нежностью и любовью заботится о своих возлюбленных чадах, которым хочет подарить не только Евангелие, но и себя самого».
Так почему же Господь выбрал этих двух согрешивших против Него людей и сделал их Своими апостолами? Ответ весьма прост – Христос увидел их собственное произволение. Произволение – волевой акт, волевое действие человека. Преподобный Макарий Египетский говорит об этом так: «Бог ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему нашей благой от произволения веры и усердия, всякое же преуспеяние производит в нас Сам».
Просто осознавать свою греховность для спасения недостаточно, и истинное покаяние должно рождать в человеке эту самую силу произволения, желание изменить жизнь. Человек, прикладывающий усилия к борьбе с грехом, получает от Бога силы и возможность спасения. Стоит нам сделать один лишь маленький шаг навстречу Христу, как Он сделает их тысячу навстречу нам… Именно этим и отличаются два человека, страдающие каким-либо грехом, например, алкоголизмом. Один понимает ужас своего положения, кается и, преодолевая преграды, испытывая страх и ужас, идет в храм, к Богу. А второй точно так же, осознавая свое положение, стоит на месте, не решается на встречу со Христом и… уже не может быть спасен. Ведь Иуда, предавший Иисуса, погиб. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 3-5). А отрекшийся Петр и гнавший Христа Павел, проявив свое произволение, стали святыми апостолами!
Это значит, что и у нас есть возможность спастись. Сделаем же шаг навстречу Богу и дадим Ему возможность укрепить нас, утешить и согреть Своей любовью!
Материал с сайта Свято-Елисаветинского монастыря (Минск), подготовила Марина Кондратюк