Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Водою и Духом

kreweniye

В эти дни все крещённые, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять Богоявленскую воду.

Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде голубя осенил Крещаемого.

Есть у этого события ещё один важный смысл: Безгрешный пришёл на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшими, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам. Богоявление на реке Иордан и события крещение открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощённого Сына Божия. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он – человек.

Праздник Богоявления предваряется навечерием (Крещенским сочельником). В навечерии Уставом Церкви положен, ради освящения кроплением и вкушением святой воды, пост, и положено вкушать “сочиво (зёрна) обварено, или кутию с мёдом”.

Совершаемое в навечерии Богоявления водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные. Святой Златоуст упоминает об особом свойстве освящённой в этот день воды, замеченном уже в древней церкви и с верой принимаемом и ныне, — свойстве не портиться от продолжительности времени и сохраняться совершенно свежею в течение целого года и даже более. К освящённой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Освящённая вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначают пить её тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения.

Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира.

Господь приходит на берег Иордана в людской толпе, в окружении грешников. Безгрешный принимает вместе с ними крещение.

Бог приходит в мир и воплощается ради нашего спасения. И теперь уже только от нас зависит, принять Его или отвергнуть, стать ли соработником Ему в деле достижения полноты жизни или остаться глухими к Его призыву.

Крещение не означает ещё спасение — это лишь посвящение в воины для битвы с грехом, которая длится всю жизнь. Крещение даёт человеку оружие для этой битвы, но выиграть её он должен сам. Конечно, это невозможно без помощи Божией, но и собственное усилие и участие человека обязательно.

Святой Иоанн Предтеча возвещает Крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, что мы принимаем в крещении, — Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас стоит Предтеча. Прежде – покаяние, потом – любовь. Прежде – страх Божий, потом — утешение Христовой любовью. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Этой водою совершается наш переход к абсолютно новой жизни. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – чтобы не было пустыни, а был Божественный сад — жизнь, которая приносит плоды.

“И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба… И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.”( Откр., 21, 2-4)

( В статье использованы фрагменты работ Митрополита Кирилла, Протоиерея Александра Шмемана, Протоиерея Александра Шаргунова, свящ. Даниила Сысоева, Иерея Владимира Елесеева и др.)

Материал подготовил Александр Журавлёв.