В переписи населения, которую устроил Тиберий, Святое семейство вынуждено идёт в Вифлеем. Не находя там места в гостинице, ищет где остановится за городом и находят приют в небольшом гротике куда скот приходит отдыхать и укрываться от непогоды. В маленьком Израиле, который не являлся тогда центром мира, в гротике для скота, ночью, рождается Спаситель, Пресвятая Мария спеленала и положила его в ясли которыми являлась кормушка для скота. Нам, появляющийся на земле Господь в первой же картине представлен не как Богочеловек, а как Богомладенец, в кондаке рождества Христова тоже звучит это изумление, как, этот Младенец, — это Превечный Бог «…нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог». Бог — который сотворил вселенную, который больше вселенной, как это может быть Младенец?, но рождается и является нам Спаситель именно Младенцем, чтоб мы его легче приняли!.
Здесь обращают на себя смирения Спасителя, первое, что Господь не гнушается родиться в маленьком гротике для скота, второй то, что родился Спаситель — Младенцем, чтоб его легче принять, образ понятен: если мы преклоняемся пред Младенцем Иисусом, мы потом понимаем, что и Бог нас как младенцев принимает к себе, принять Иисуса как Младенца — это принять его с умилением, детской трепетной веры которая и требуется от человека.
Кто видит и реагирует на пришествие Младенца?, во первых ангелы им виднее это, они это видят и знают однозначно, что человека спасать, Бог пришёл! И ликует ангельский мир, что рождается Христос, что освящается материя мира, освящается человеческое бытие, всё освящается с рождением Иисуса. Ангельскую песнь расслышали пастухи, пастухи — это простые, чистые сердцем люди, которым легче других воспринять Иисуса. На иконе рождества присутствует скот, животный мир тоже поклоняется Христу, приветствует его.
В своих священных книгах об Иисусе узнали волхвы — святые мудрецы древних религий Персии узнав о звезде которая их должна привести к Иисусу идя за ней они приходят туда, где звезда остановилась и к изумлению родителей, идут поклонятся к Иисусу, они говорят, что они в своих книгах причитали, что должен родится царь который спасёт мир. Дарят они ему три символических подарка: золото, ладан и смирну. Золото — символизирует богатство мира сего, но Христу не надо земного золота, т.к. он сам Бог. Это золото стало символизировать свет Царства Божия. Ладан не просто чтоб его Бог благословлял, а он сам становится Божий сын — первосвященником небесного царства, т.е. как первосвященнику ему преподнесён ладан. Смирна символизировала в древности признак не тленности, но для Иисуса оно стало как знак того, что по смерти он воскреснет, как знак его духовно-телесной не тленности.
По материалам лекций Российского Православного Института св. Иоанна Богослова составил диакон Илья Теняев.