Вознесение является одним из важнейших моментов евангельской истории. Моментом, который знаменует собой завершение земного пребывания Господа Иисуса Христа среди людей и начало Его незримого участия в жизни человечества. Как говорит святитель Афанасий Великий, данное событие означает обо?жение земной природы Богочеловека и человеческой природы вообще.
Вознесению Господню в Церкви посвящен отдельный праздник, который входит в число важнейших (двунадесятых) и отмечается на сороковой день после Пасхи.
Новый Завет о Вознесении Господнем
О событиях, предшествовавших и сопутствующих Вознесению Христа, мы знаем из евангельских повествований. Довольно подробно оно описывается в Евангелии от Луки, а также в Деяниях святых апостолов. Кроме того, краткое изложение мы находим в заключительной части Евангелия от Марка.
Согласно Священному Писанию после Воскресения из мертвых Христос в течение сорока дней пребывал среди Своих учеников, не единожды являлся им зримо, наставляя на путь твердой веры и приготавливая к событиям Пятидесятницы (сошествию Духа Святого).
Во время последнего такого явления Учитель вывел апостолов за пределы Вифании, где они тогда находились, и на горе Елеон в последний раз беседовал с ними, благословляя на служение, после чего вознесся на Небо. Это невероятное событие сопровождалось появлением двух мужей в светлых одеждах (Ангелов), которые возвестили апостолам о Втором пришествии Христа. Через несколько дней в Иерусалиме ученики сподобились видеть сошествие Духа Святого и приняли Его дары. Таким образом, Вознесение стало не только завершением земного пути Христа, но и началом апостольского служения Его учеников.
Как понимать смысл Вознесения?
Как пишут святые отцы, Вознесение стало одним из важнейших моментов в домостроительстве человеческого спасения. Во-первых, оставляя мир, Господь не оставил людей, а ниспослал им в утешение Святого Духа, которого мы принимаем в таинстве Евхаристии. Во-вторых, полное искупление человеческих грехов произошло, по толкованию апостолов, после того, как Распятый Христос воскрес и вознесся на Небеса (См.: Евр. 9:12, 24-26). С этого момента природа человека освятилась и приобрела возможность участвовать в Божественной действительности. Приняв человеческую плоть, Христос победил смерть и проложил дорогу душам умерших к Царству Небесному.
Вознесение стало также обещанием Второго пришествия и общего воскресения из мертвых, когда души грешников и праведников предстанут перед Божиим судом.
Митрополит Антоний Сурожский называет Вознесение праздником радостной разлуки. Христос действительно оставляет мир. Но для того, чтобы освятить человека, чтобы открыть ему дорогу к спасению, показать путь возвращения на Небо, для которого человек был изначально создан.
Установление праздника Вознесения Господня
Исторические источники свидетельствуют о том, что праздник Вознесения до IV века не отделялся от Пятидесятницы и отмечался с нею в один день. Как пишет доктор философии, кардинал Католической Церкви Жан Даньелу, разделение двух этих праздников произошло после того, как на Втором Вселенском соборе была осуждена ересь Македония (Константинопольский епископ Македоний лживо учил о Святом Духе как о тварном естестве служебного порядка). По мнению ученого, отдельный праздник для дня Пятидесятницы был установлен для того, чтобы подчеркнуть роль Святого Духа как одной из трех Божественных ипостасей. Празднование же Вознесения было назначено в сороковой день, и уже в V веке блаженный Августин называет «четыредесятницу Вознесения» древнейшим и повсеместным праздником.
Скажем чуть подробнее о символике числа сорок. В еврейском учении оно обозначает полноту, завершенность. Великий пост перед Пасхой длится 40 дней, как и пост Господа в пустыне после Крещения в водах Иордана. От Рождения Младенца Христа до Его принесения родителями в Иерусалим также прошел сорокадневный период. Поэтому не случайно именно столько же дней насчитывается от Воскресения Христа до Его Вознесения во плоти. Число сорок здесь является символом полного завершения земной миссии Бога-Сына в мире людей.
«Свет Господа нашего Иисуса Христа да просвещает, дух Его да укрепляет, последование слову и житию Его да возводит каждого из нас к мудрствованию горнему на земли, а чрез то и к блаженному лицезрению Его на небесах, идеже есть Христос одесную Бога седя Аминь» свт. Филарет (Дроздов)
Материал с сайта Свято-Елисаветинского монастыря (Минск)