- Церковь с.Льялово - https://lyalovo.ru -

Дети в храме

Запись добавлена 30.08.2008 @ 16:24

«С колыбели учи дитя молиться, и тогда
не будет в мире силы способной
одолеть его безсмертную душу!»
Свт. Иннокентий, митр. Московский

Священномученник Владимир, митрополит Киевский и Галицкий так увещевал родителей: «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве и к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».

Дети в Православной Церкви являются полноценными членами Тела Христова. Опыт участия человека в церковной службе — опыт не только умственный. Даже, если ребенок еще не понимает всего, что происходит в храме, он может видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, осязать самостоятельно, испытывать присутствие Духа Святаго. Мы не должны лишать своих детей этого опыта, мы должны научить их ценить его, ожидать его с нетерпением, участвовать в нем молитвою и всеми возможными способами.

«… Придите, поклонимся и припадем …, Благослови душе моя, Господа» — «слышу я,- вспоминает известный русский писатель И. Бунин, — и у меня застилает глаза слезами, ибо я уже твердо знаю теперь, что прекраснее и выше всего этого нет и не может быть ничего на земле». А уже из эмиграции, из старости, оглядываясь, И. Бунин признается: «Нет, никогда не плакал я в готическом соборе так, как в церковке Воздвижения в эти темные и тихие вечера. Детское сердце видит в Литургии то, что видели в ней на высотах духа Святые отцы: Небо на земле.

Свщ. мч. Владимир, митр. Киевский и Галицкий назидает нас: «Но, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение от религиозных упражнений, как, например, от молитвы и посещения церковного богослужения, принятия святых Таин, то этого чувства ни один законоучитель и ни один учитель не вызовет принудительными мерами: оно является тогда, когда дети постоянно упражняются в этих вещах дома, когда им, что еще важнее и необходимее, показывают в этом пример сами родители».

Преосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский так обращается к родителям:

«Навык к напряжению воли, требуемому подвигами добра, приобретается не иначе как, с малых лет … Где же, в какой человеческой системе воспитания вы найдете столько предметов для упражнения воли, такую близость их ко всякой доброй деятельности и такое приспособление ко всем возрастам и состояниям как в божественном училище Православной Церкви? И замечательно, что все эти упражнения от большей части людей просвещенных ныне подвергаются нареканиям.

Зачем, говорят, дитя рано будить и заставлять без пользы стоять целые часы в церкви? Это напрасное истязание. Нет, это нужно затем, чтобы постепенно приучить его к бодрствованию, вниманию, собранности мыслей, терпению в подвиге, без чего не совершается ни одно доброе дело.

Зачем детям в храме всегда выслушивать одно и то же? Затем, что в православном богослужении, которое поверхностному взгляду представляется только повторением одного и того же, заключатся неисчерпаемое обилие впечатлений и истин, позывающих и располагающих нас к духовному совершенству, внушений и примеров, пристыжающих наше нерадение о добродетели и нашу леность.

Зачем во вред здоровью заставлять детей употреблять грубую и непитательную пищу или надолго оставаться без пищи? Затем, чтобы приучить их подвергать себя лишениям и мужественно выносить их, без чего не обходится ни один подвиг, ни христианский, ни общественный».

Невозможно предписывать общие правила по поводу числа церковных служб, на которых должно присутствовать детям. Каждый случай нуждается в рассуждении, и молитве, и руководстве духовника. Родители ребенка и духовник должны понять, сколько он может выстоять на службе, и пускать его в храм именно на это время. Некоторые 14-летние подростки не могут выстоять и десяти минут, а пятилетние порой стоят, как свечка, всю службу. Поэтому место, где должен ребенок быть во время богослужения — в притворе или впереди, зависит не столько от возраста, сколько от навыка молитвы. Поскольку ребенку очень трудно сосредоточиться, если он не видит никаких священнодействий, то его место впереди — там, где все видно. Если ребенок еще не готов молиться, потому что мал, или если он плачет, или резвится, то, конечно, лучше стоят с ним в притворе или у западной стены храма, чтобы не мешать другим.

Часто родители сами бывают виной тому, что дети не могут спокойно вести себя в храме. Например, отец и мать приезжают до начала Часов на литургию и привозят с собой пятилетнего ребенка. И малыш, вырастая, будет помнить только об усталости, о непонятной службе, которая длится очень долго. Это никакая не радость и не праздник.

Иногда бывает так, что в семье несколько детей разного возраста, и может быть, есть смысл старшим приезжать к началу службы, средним — к середине, а младшим — к «Отче наш».

В некоторых семьях эту проблему родители решают так: один из них приезжает со старшими детьми к началу литургии, а другой с младшими позже. Мера должна быть такая: то время, сколько ребенку не в тягость стоять, и ещё чуть-чуть прибавить, как в спорте. Таким образом, происходит тренировка воли и не происходит отторжения.

«На вашей же обязанности лежит не только побуждать детей к хождению в церковь, но заботиться и о том, чтобы они не шалили в церкви, стояли не рассеянно, но со вниманием и благоговением слушали все, что читается и поется там. А для этого вы сами, особенно в воскресные праздничные дни, когда учители не наблюдают за своими учениками, должны наблюдать за вашими детьми, и в случае их неприличного и неблагонравного поведения, подвергать их взысканию. Ваши дети должны знать, что вы наблюдаете за ними во время богослужения и что никакая шалость не останется без наказания.» — наставляет родителей свщ. мч. Владимир, митр.Киевский и Галицкий.

Оставлять без присмотра детей в храме категорически нельзя. Часто приходится наблюдать матерей, пришедших в храм с детьми, вознёсшихся гор?е на молитве, а дети носятся по храму, толкают молящихся, задевают подсвечники, шумят, балуются, мешают всем и никто успокоить их не может. Особенно страшно нарушать спокойствие и тишину в ожидании Святого Причащения после возгласа «Святая Святым». В алтаре находится Сам Господь, священнослужители принимают Святое Причастие, а в храме в этот момент дети очень часто ходят по храму, разговаривают с другими детьми, играют, смеются. В этот момент родитель должен находится возле ребенка и, при необходимости напомнить ребенку о том, что сейчас происходит в алтаре, и что он тоже через несколько минут, примет в себя Господа Бога нашего, Иисуса Христа.

Родители в течении всей службы должны следить за своими детьми. Жизнь наших детей становиться нашей жизнью — в этом состоит родительское «истощение», кенозис, и это привлечет к нам благодать Божию. Всему свое время — когда наши дети станут самостоятельно ходить в храм независимо от нас, тогда у нас будет время помолиться, стоя спокойно перед алтарем не отвлекаясь на них.

Прихожане храма тоже не должны быть равнодушными к тому, что происходит в храме и как себя ведут дети. Нужно тихо, осторожно, и с любовью сделать им замечание, при этом стараясь не мешать другим молящимся прихожанам. Дети должны чувствовать дух общины. Сейчас мы утратили возможность и способность делать замечания чужим детям на улице, и это отношение к ним мы переносим в храм. Это означает, что общество в целом перестало воспитывать свою молодежь, и это очень плохо. В храме это отношение к детям надо восстанавливать в первую очередь. Нужен общий настрой. Мы, взрослые, должны дать понимание нашим детям о необходимости участия в богослужении всем своим умом, сердцем и плотию. В этом их и наше спасение.

«Ребёнок должен сродниться с богослужебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держиться и освящается через молитвы Церкви» ( Н. Пестов).

Статью подготовила Елена Клюквина

 


URL адрес сайта Церковь с.Льялово: https://lyalovo.ru

URL адрес записи: https://lyalovo.ru/lestvica/762