Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Поздравляем с праздником Воскресения Христова!

Обработка фото: Владимир Ветер

День Воскресения Христова – величайший праздник, занимающий особое место в ряду церковных праздников. В Пасхальном каноне поется, что это «Праздников Праздник и Торжество из Торжеств».

День Христова Воскресения еще называют Пасхой. Это слово многократно повторяется в церковных тропарях и вызывает у христиан огромную духовную радость. В еврейском языке слово «пасха» означает «переход». В Ветхозаветные времена в праздник Пасхи евреи праздновали чудесный переход через Красное море. Как Израильский народ праздновал переход через Красное море и приобретение свободы, так и «Новый Израиль благодати» празднует новый переход от смерти к жизни. Такое толкование празднику дает св. Григорий Богослов в своем Пасхальном слове. А св._Иоанн Дамаскин пишет: «Воскресения день, просветимся людие, Пасха, Господня Пасха. От смерти к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную песнь поюще».

Воскресение Христово произошло в первый день недели по древнееврейскому календарю, или в воскресенье по современному. В ночь на воскресение силой Своего Божества Спаситель Воскрес из мертвых. Человеческое тело Его преобразилось, сделавшись нетленным и одухотворенным. Христос Воскрес в утренние часы воскресного дня. Точное время Его Воскресения неизвестно, поскольку в этот миг Его никто не видел. Но в этот миг сделалось сильное землетрясение. Камень, которым был закрыт вход в гроб Господень, оказался отваленным, а гроб – пустым. Испугавшись произошедшего, приставленная ко гробу стража, бежала в город, где получила приказ рассказать, будто Божественное Тело украли ученики. К утру воскресенья женщины – последовательницы Христа пришли к гробу, чтобы помазать благовониями – миром (отсюда и название их – «мироносицы») – тело Иисуса Христа и тем воздать Ему последние почести. Евангелист Матфей пишет: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1). Также в другом месте речь идет о «Марии Иакова» (Лк. 24, 10). Святой Григорий Палама, толкуя эти места Священного Писания, говорит, что речь явно идет о Богородице, которая первой пришла ко гробу. Их взору предстал Ангел в белоснежной одежде, сидящий на гробе. Мироносиц объял ужас, но Ангел произнес: «Не бойтесь, ибо знаю, что Вы ищете Иисуса распятого,; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите…» (Мф. 28, 6-7). Важным является тот факт, что весть о Воскресении Христа первыми услышали жены-мироносицы. Апостолы, напуганные произошедшими событиями, закрылись в горнице, тогда как женщины с любовью, теплотой и мужеством, не дожидаясь рассвета, пошли ко гробу дабы умастить благовониями Тело Христа. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники. А это значит, что для того, чтобы удостоиться узреть Воскресшего Христа, необходимы любовь и мужество.

Придя к ученикам, они рассказали о всем, что видели и слышали. Но ученики не поверили им. Прибежав ко гробу Господню, апостолы Петр и Иоанн Богослов, увидели одни лежащие пелены и плат (повязку), который был на голове Иисуса Христа, лежащий не с пеленами, но свернутый на другом месте отдельно от пелен, и возвратились к себе.

Первой Воскресший Христос явился Марии Магдалине. В текстах Священного Писания приводятся одиннадцать явлений воскресшего Христа, из которых десять произошли в промежутке между Воскресением и Вознесением, и одно после сошествия Святого Духа на учеников. Некоторые из них приводятся с подробным анализом, иные просто перечисляются. Явления Христа ученикам утверждали, что Воскресение Господне было не просто оживлением тела, но, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «Было соединением тела, сделавшегося уже нетленным, и души», то есть Тело Господа по Воскресении приобрело совершенно новые свойства: бесстрастность, нетленность и бессмертие.

О значении факта Воскресения для христианской веры апостол Павел сказал: если Христос не Воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. (1Кор. 15: 14, 19). ·

Воскресение Христово – это воскрешение во Христе человеческой природы, подвергнувшейся смерти в грехопадении Адама. Оно явилось началом обожения человечества и источником всеобщего воскресения. «Никто же да убоится смерти, – восклицает в своем «Слове Огласительном в День преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения» святой Иоанн Златоуст, – свободи бо нас Спасова смерть».

Поэтому так восторженна душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Воскресения Христова является провозвестницей будущего дня общего воскресения. Это – поистине Пасха великая, Пасха, двери райские нам отверзающая, ибо проходит смерть, являются нетление и вечная жизнь.

 

Материал подготовила А. Бахтурина