Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О молитве

molit_b

«Молитва — это встреча с Богом Живым. Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но её главным содержанием. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь»(1Фес. 5, 17).

Святитель Григорий Богослов пишет: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать.» В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой. Многие беды, скорби и несчастья происходят именно оттого, что люди забывают о Боге. И всякий грех совершается человеком именно тогда, когда он о Боге не помнит.

«Молитва — это встреча с Богом Живым. Через молитву мы узнаём, что Бог участвует во всём, что происходит в нашей жизни.

Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить присутствие Бога. Порой мы чувствуем, что между нами и Богом — словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его. Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его.

Молитва — это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. В молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Приступая к молитве, нужно отрешиться от всех образов, которые создаёт наше воображение, человеческая фантазия. Ответ Бога может приходить различным образом, но молитва никогда не бывает безответной. Если мы не слышим ответа, значит, что-то не в порядке в нас самих, значит, мы ещё недостаточно настроились на тот лад, который необходим, чтобы встретиться с Богом.

Богу не нужны слова — Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы будем обращаться к Богу от всего сердца, то непременно получим ответ.

Молитва — это труд. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Молиться — это кровь проливать». Как и во всяком труде, со стороны человека требуется усилие, подчас огромное, чтобы даже в те минуты, когда молиться не хочется, принудить себя к этому. И такой подвиг окупится стократно. Главная причина, почему не хочется молиться в том, что наша жизнь не соответствует молитве, не настроена на неё. Если наша жизнь не является подготовкой к молитве, то и молиться нам бывает очень трудно. Молитва — это индикатор нашей духовной жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Одно должно соответствовать другому: жизнь — молитве и молитва — жизни.

Чтобы научиться настоящей молитве, нужно уметь следить за своими помыслами и те, которые не соответствуют молитвенному настроению, безжалостно отсекать. Преодолению рассеянности и отсечению посторонних помыслов помогают краткие молитвы, — «Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешному» и другие.

Утром и вечером, днём и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами. Но есть также молитвословия, которые ещё в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в «Православном молитвослове». Важно проникнуть тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило, пусть даже самое краткое, чтобы в молитве были регулярность, постоянство. Но правило не должно превращаться в формальность. Святитель Феофан Затворник советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течении этих минут все молитвы или только одну. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слов доходило до нашего сердца.

Тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Не случайно древние Отцы говорили: «Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной». Поклоны очень помогают молитве. Тело становится более собранным, а при собранности тела вполне естественна собранность ума и внимания. Во время молитвы мы должны время от времени осенять себя крестным знамением. Это необходимо, так как крест — орудие нашего спасения. Когда мы полагаем на себя крестное знамение, сила Божия ощутимым образом присутствует в нас.

Одно из важных вспомогательных средств при молитве — иконы. Созерцая икону Христову, мы как бы смотрим в окно, которое раскрывает нам мир иной, и за этой иконой стоит Тот, Кому мы молимся. Но очень важно, чтобы икона не подменяла собой объект молитвы, чтобы мы не обращались в молитве к иконе. Как говорили Отцы Церкви: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу».

Мы должны молиться не только за себя, но и за наших ближних: родственников, близких, друзей, врагов. Это очень важно, потому что люди связаны между собою неразрывными узами, и часто молитва одного человека за другого спасает другого от большой опасности. Конечно, Бог знает, что нужно каждому человеку — и нам, и нашим ближним. Но Бог хочет, чтобы мы участвовали в спасении друг друга. Когда мы молимся за ближних, это вовсе не значит, что мы хотим быть более милосердными, чем Бог. Но это значит, что мы хотим участвовать в их спасении.

Молится нужно не только за живых, но и за тех, кто уже отошёл в мир иной. Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы страдаем. Но тот человек продолжает жить, только он живёт в другом измерении, потому что перешёл в мир иной. Чтобы связь между нами не разорвалась, мы должны молиться об усопшем. Тогда мы будем чувствовать его присутствие, ощущать, что он не ушёл от нас, что наша живая связь сохраняется.

Но молитва об усопшем, конечно, нужна и ему. Посмертная участь умершего облегчается по молитвам тех, кто молится за него здесь, на земле. Сколь умилительно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молитвенник, что осталось на земле человеческое существо, любящее его. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, потому что если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердный…И простит его ради тебя.

Необходимо молиться и за врагов. Христос говорит: «Любит врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» (МФ. 5, 44). Мы должны помнить, что люди, которые делают нам зло или относятся с неприязнью, не плохи сами по себе. Плох тот грех, которым они заражены. Ненавидеть надо грех, а не его носителя. Как говорил святой Иоанн Златоуст, «когда ты видишь, что кто-то делает тебе зло, ненавидь не его, но диавола, который стоит за ним». Молитва за врагов необходима и нам. Архимандрит Софроний говорит: «Ненавидящие и отвергающие брата ущербны в своём бытии, они не могу найти путь к Богу, любящему всех». Когда в нашем сердце поселяется ненависть к человеку, мы бываем не способны приблизится к Богу. И до тех пор, пока это чувство в нас сохраняется, путь к Богу нам преграждён.

Несколько слов о молитве в кругу семьи. Очень важно, чтобы в распорядке дня были какие-то минуты, когда все могли бы собраться вместе для молитвы. Совместная молитва укрепляет семью. Совместная молитва, кроме того, благотворно влияет на каждого члена семьи, в частности, она очень помогает детям.

Очень важно, чтобы у каждого человека был опыт не только молитвы индивидуальной, но и молитвы церковной, вместе с другими людьми. Церковь — это корабль, в котором христиане вместе движутся к спасению. И совместная молитва — одно из самых сильных средств для продвижения на этом пути. Очень важно, чтобы посещение церкви было регулярным. Хорошо посещать храм каждое воскресенье. Прежде всего это дисциплинирует. Верующий знает, что в ближайшее воскресенье ему придётся дать ответ Богу, и он живёт по-другому, не допускает многих грехов, которые мог бы допустить, если бы не посещал церковь. Божественная Литургия — это центр церковной молитвы, и именно она должна стать центром духовной жизни каждого христианина и каждой христианской семьи».

Статья составлена по беседам игумена Иллариона (Алфеева) о молитве.

Материал подготовила Елизавета Павленко.