Начало нередко бывает непростым. Когда меня попросили написать что-нибудь в пасхальный номер нашей газеты, у меня было состояние, которое примерно можно описать словами молитвы: «…дух наш
мятется, сердце содрогается и истаивает, как воск…» Одним словом, было полное смятение и смущение ума.
Первой (безумной ) мыслью было взять, да и не мудрствуя лукаво, надергать из чужих статей цитат, придать всему этому удобочитаемую форму, да на том и успокоиться. Но на душе почему-то было неспокойно: во-первых, «Не укради!»(8-я заповедь), иначе «…Всесожжения ваши неугодны, и жертвы ваши неприятны Мне» ( Иер.,6,20), а во-вторых, » Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими…» ( Мф.,7,13).
Не было отправной точки, которая помогла бы сформулировать главную идею будущей статьи. И тут мне вспомнился недавний разговор, произошедший с моим отцом. Отправляясь в очередной раз на работу в воскресенье (слава Богу, после воскресной службы!), прежде чем ступить за порог, я посетовал своему родителю на хронический недосып и заявил, что » будь она неладна, эта работа в воскресенье, лучше бы я вместо нее на диванчике несколько часов отдохнул…» и так далее в том же духе.
Ответ был потрясающим по своей глубине и простоте: » Как ты можешь так говорить? Ты же должен радоваться, что для людей доброе дело делаешь!» Это мне, человеку, «умудренному» духовным опытом (ну как же: третий год в храм хожу!) говорит совершенно невоцерковленный и, скорее всего, ни разу не открывавший Евангелие 83-летний человек… Мне сразу захотелось подставить другую щеку!
«Радость добрых дел для других». Это, простите, в каких нынче ВУЗах или на каких бизнес-семинарах этому обучают? Тогда, если не обучают — откуда она берется? Значит это глубинное: состояние души? И чем это состояние воспитывается и что побуждает людей творить (совершенно бескорыстно!) добрые дела и, при этом,- радоваться?!
Я вспоминаю свою бабушку (папину маму). Она прожила долгую и нелегкую жизнь. Во время войны похоронила мужа (который воевал еще в Империалистическую), пережила своих сестер и вырастила троих детей, успела вынянчить шестерых внуков и восьмерых правнуков. И, при этом, я не помню ее унывающей или жалующуюся на судьбу: у нее на всех хватало сердца, доброго слова и тепла. Хотя за словом в карман не лезла и , при необходимости, так могла этим словом приложить, что сразу отбивала охоту у конфликтующих сторон лезть на рожон! И всегда обладала удивительной житейской мудростью и рассудительностью, хотя закончила четыре класса церковно-приходской школы; что, кстати, по уровню образования соответствовало советской 7- летке (за исключением некоторых дисциплин). И я помню бабушкино старенькое истрепанное, без обложки, Евангелие на старо-славянском, обернутое в какую-то пергаментную бумагу — единственное ее духовное чтение. И ее наивно- безуспешные попытки «заманить» меня в церковь. Хотя двух моих старших братьев и мою младшую сестру(!) бабушка втайне от отца (кадрового офицера и человека партийного), проявив чудеса изобретательности, сумела окрестить. И каждый раз приезжая к нам в гости, в воскресенье обязательно ездила в Андреевскую церковь на службу. И посещала храм в свои 90 лет, буквально, до последнего дня.
«…Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.» ( 2 Кор.,6,10.). Эти слова Апостола Павла и про них- наших бабушек и дедушек своих внуков. Потому что никакой формальной логикой невозможно объяснить, каким образом, вынеся на своих плечах столько нечеловеческих лишений и столько горя, эти люди сохранили человечность, веру и умение радоваться. Радоваться несмотря ни на что, радоваться твоим, пусть маленьким, но — успехам; вместе с тобой делить горечь неудач, скорбь утрат и это тоже радование! Потому что это искренне и от сердца. И потому что во всем этом — любовь. Как писал Святитель Николай Сербский: «…Правда и заключается в любви… Человек всегда превозносил любовь, потому что Творец человека-Любовь…Но если любовь не в Боге и не от Бога, то любовь- чувственная страсть, подобная наркотику и имеет силу разрушительную…»
И Спаситель даровал нам всем урок Великой Любви, которая » не стыдится явиться в уничижении страданий и великой жертвенности». «Сын Человеческий,- по словам Святителя Николая Сербского — пришел не для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить и послужить с радостью.»
Будем же радоваться этой Пасхальной Радостью, чтобы Воскресение Христово могло стать нашим воскресением и нашей победой над грехом, страстями и смертью.
Христос Воскресе!
Александр Журавлёв