В наше время, когда само понятие «любовь» стало синонимом примитивного плотского влечения, а в семейной жизни постепенное ослабление плотской страсти связывается с утратой «любви», хочется привести толкования Святых Отцов на тему христианской любви, которая одна только и стоит чего-либо в отношениях между людьми. И если люди будут взращивать в себе эту любовь, то их отношения обретут глубинный духовный смысл. Конечно, достичь стяжания всеобъемлющей добродетели христианской любви невозможно без живой веры и участия в спасительных Таинствах Православной Церкви.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, — говорит св. апостол Павел ( 1Кор.13, 4 -7).
Любовь долготерпит, т.е. благодушно сносит все неприятности, оскорбления и напраслины, не поддаваясь движениям гнева или отмщения.
Милосердствует: от других терпит неприятности, сама же не только никому не причиняет ничего скорбного, напротив, все скорби других считает своими и всячески старается облегчить горе; она не успокаивается, пока не утешит, не поможет, не умиротворит.
Любовь не завидует ни дарованиям, ни внешнему благосостоянию, ни отличиям, ни успеху в делах, и никакому благу и преимуществу другого пред собою. Это противно её природе; суть её — и желать, и делать другим одно добро.
Любовь не превозносится, — не заносится. Заносчивый в словах, суждениях, манерах, в обращении, в делах, действует сплеча, в уверенности, что всё, от него исходящее, прекрасно и должно в других оставлять одно изумление и похвалу. Любовь действует потихоньку, высматривая и удостовериваясь, где, что, как может сделать полезного, и делает то без шума и заявлений.
Не гордится. Как мать, ухаживающая за детьми, сколько бы не трудилась над ними, так себя ведёт, будто бы ничего не делала, и, делая что, снова делает так, как будто начинала делать в первый раз: такова и любовь.
Не бесчинствует, — не брезгует, не гнушается ничем, коль скоро того требует благо ближнего; как бы что ни казалось унизительным в глазах людей, она не останавливается пред тем, а с охотою решается на то, лишь бы сделать добро любимому. Господь наш Иисус Христос беседовал с блудницею, и не считал это постыдным, а даже позволил ей целовать Свои ноги, орошать Их слезами, и отирать волосами, потому что любовь не гнушается ничем.
Не ищет своего. Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельные лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви. Апостол Павел говорит: никто не ищи своего, но каждый пользы другого да ищет, (1Кор.10, 24).
Не раздражается, — не огорчается. Встречая что-либо неприятное, не огорчается тем. Святой Феодорит пишет: «Если и прискорбное что встречает от кого-либо, переносит великодушно по горячности любви, какую имеет в себе».
Не мыслит зла — не берёт в счёт зла, и даже совсем не думает, чтобы в действиях другого было зло; для любящего всех все кажутся добрыми, и как он ничего не замышляет для других кроме добра, так и в действиях других в отношении к себе не подозревает никогда ничего злого.
Не радуется о неправде, радуется же о истине. Св. Златоуст говорит: «Не радуется, когда другие страдают каким-либо злом (нравственным); радуется же о тех, которые благоустроены в жизни». Святой Феодорит пишет сообразно с этим: «Ненавидит противозаконное, веселится о том, что хорошо».
Всё покрывает. Св.Златоуст говорит: «Любовь всё покрывает, по своему долготерпению и кротости, что бы ни случилось прискорбное и тяжкое, хотя бы то были обиды, хотя бы побои, хотя бы смерть, или что-нибудь другое подобное. Посему и говорит апостол: всё покрывает. Этими словами он выражает силу любви».
Всему верит. «Не только сама не говорит ничего с хитрым лукавством, но и не подозревает даже, чтобы другой кто говорил так» (Феофилакт).
Всего надеется. Делая добро и встречая неуспех, любовь не останавливается, но изобретает новые способы, и, если эти не приводят к цели, берётся ещё за другие, и так далее, воодушевляясь надеждою, что Бог благословит, наконец, этот труд любви успехом.
Всё переносит: все труды поднимает охотно, мужественно преодолевает препятствия, благодушно переносит неприятности, и всё, что ни встретится на пути добра, терпит, имея одну цель — делать добро любимому, всякому человеку.
По материалам православной газеты «Родные мои».