Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Язычество

Заговор на огонь

Каждый год в конце октября в лесу за Менделеево проходит необычное действо. Мужчины, женщины и дети в традиционных русских одеждах, надетых поверх тёплых курток, участвуют в странных обрядах: плетение пояса в жертву богине Макоши, изготовление кукол из толстых нитей, сожжение одной из них, вязание оберегов, обучение магическим свойствам узелков и веретена, возношение молитв перед идолами древних славянских богов, общий пир, требы «освящения» оберегов, имянаречения и венчания и, под вечер, поминальная трапеза. В последующей статье мы рас­смотрим это явление более подробно.

Слово «язычество» происходит от церк.-слав. «язык» (народ). Язычеством называют такие народные верования, которые сохранились с древних дохристианских времен или развились внутри христианства. Созданные искусственно в ХХ веке называют нео­язы­чеством.

Любые народные верования направлены на то, чтобы получить от духовного мира вполне материальные блага или не получить вреда. И если древний защитник христианства от язычников Тертуллиан говорил о том, что душа человека по природе христианка (стремится к Богу), то можно сказать, что разум человека по природе язычник (стремится ко благу). Языческие культы вполне удовлетворяют запросам таких людей. В нескольких статьях нашей газеты будет краткий обзор самых современных видов неоязычества в нашей стране.

 

Народно-бытовое язычество

Преобладает в сельской местности и составляет набор суеверий (вера в приметы, гадания и оккультно-магическое воздействие (сглаз, порча, приговор) и упрощенный набор представлений о потустороннем мире. Оно зачастую переплетается с мировоззрением той религии, которая традиционна для данной местности, будь то ислам или христианство, но может и включаться как органичная составляющая местного этнического культа у коренных народов. Собственно, именно этот вид язычества является основой менделеевского лесного праздника.

Праздник посвящен богине Макоши (Мокоши). Макошь была единственным женским божеством, идол которого был установлен князем Владимиром в киевском капище наряду с Перуном, Хорсом и др. Макошь считалась покровительницей плодородия, счастья и благополучия. Ей ставили идолы у родников и рек, в которые опускали жертвы для неё. Позднее она стала покровительницей женского труда: прядения и ткачества. Днями почитания Макоши были 12 пятниц в течение года (по одной на каждый месяц), которые праздновались с большим размахом. Царь Иван Гроз­ный на Стоглавом соборе 1551 года посвятил запрету таких актуальных в его время языческих праздников две главы (92 и 93).

Большинство европейских народов посвящало пятый день недели женской богине: friday (англ.) – Фрейе, vendredi (франц.) – Венере. В греческом же языке это день назывался «параскеви» – канун субботы. Поэтому со временем почитание Макоши у славянских народов, принявших христианство, заместилось почитанием святой великомученицы Параскевы Иконийской (Пятницы), на которую и были возложены те функции, за которые отвечала раньше Макошь. Дни празднования Макоши были сведены к одному дню, дню памяти св. Параскевы (28 окт. ст.ст. / 10 нояб. нов. ст.).

Всего двум святым в славянской православной традиции было принято создавать не только иконы, но и деревянные расписные статуи. И одна из них – св. Параскева. Этот обычай восходит к языческой практике установки и поклонения идолам.

С памятью св. Параскевы вплоть до начала ХХ века были связаны многие народные приметы, суеверия и правила, в которых происходило смешение как языческих, праздничных, так и христианских, пятничных постных мотивов. Существовал обряд «вождения Пятницы», зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России… в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некоей пользы».Шаманский бубен

Торговля на Руси также проходила по пятницам, т.к. св. Параскева считалась и покровительницей торговли. На рыночных площадях ставились храмы, посвященные св. Параскеве. В Новгороде Великом цер­ковь Пятницы на Торгу была построена в 1207 г., тогда же воздвигли церковь Пятницы на Торгу и в Чернигове. Существовала церковь Пятницы и в Москве, в торговом Охотном ряду. Многие улицы и переулки около рынков в русских городах часто назывались Пятницкими.

Именно благодаря такой преемственности, современная реконструкция праздника богине Макоши и стала возможна. У исследователей славянского язычества накопилось некоторое количество материала, который и лёг в основу ритуала, состоящего из возношения молитв и магических действий, направленных на благополучие (получение блага) его участников. Вместе с тем стоит сказать, что в реконструкцию добавлен и современный авторский материал с заимствованиями из шаманизма и традициями других народов, т.к. для язычников действенность ритуала важнее его историчности и традиционности.

Продолжение следует.

 

Евгений Макарцев