Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Равноапостольный Николай Японский

nik

Равноапостольный Николай, в миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836г. в селе Берёза Смоленской губернии (ныне Тверская область). Его отец, Дмитрий Иванович служил дьяконом в сельской церкви. А его мать Ксения Александровна умерла, когда ему было 5 лет. Мальчика отдали учиться в Бельское духовное училище, а затем в Смоленскую семинарию. Чтобы дойти от дома до семинарии, Ивану приходилось свыше 150 вёрст идти пешком. В 1856г. он блестяще окончил курс семинарии и был отправлен в Санкт-Петербург в духовную академию. Молодой человек проявил выдающиеся способности и предполагалось, что он впоследствии перейдёт к профессорской деятельности. Однако решение отправиться в Японию совершенно изменило его судьбу.

Однажды, проходя по академическим комнатам, Иван Дмитриевич заметил объявление с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию на место настоятеля посольской церкви в Хакодате. Приглашение это не произвело на юношу особого впечатления.

И вот вечером, стоя на Всенощной, он вдруг ясно осознал, что должен ехать в Японию, причём не женатым священником, а монахом. После службы Иван в волнении направился к ректору, заявил ему о своём желании, и судьба его была решена. Иван Дмитриевич был пострижен в монаха, а затем рукоположен в иеродиакона.

Христианство проникло в Японию ещё в XVI веке, но его проповедниками были католические миссионеры. В нач. XVII века христиан было около миллиона, но на них было воздвигнуто неслыханное гонение. Все храмы были разрушены и был введён закон о запрещении христианской веры под страхом смертной казни.

Когда молодой Николай прибыл в Японию, запрет формально ещё оставался в силе. О проповеди не могло быть и речи. Японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство как на секту.

Св. Николаю потребовалось 8 лет, чтобы изучить Японский язык, религию, историю и культуру древнего народа. Первым японцем обращённым в Православие отцом Николаем стал Такула Савабе бывший самурай. Первоначально Савабе относился к отцу Николаю с ненавистью и прямо говорил ему об этом. Но когда однажды святой Николай стал говорить ему о Творце Вселенной, благодать Божия коснулась души язычника. Савабе внимательно слушал св. Николая, его лицо прояснилось, и через неделю он был в душе уже христианином. К весне 1868г. насчитывалось уже до 20 человек, желающих принять Святое Крещение.

В 1869г. отец Николай приехал в Россию хлопотать об учреждении в Японии Русской миссии. Начальником миссии стал иеромонах Николай с возведением в сан архимандрита.

В 1872г. начались гонения на христиан. Святой Николай. Обратился к правительственным чиновникам. А в 1873г. вышел указ, отменивший антихристианские законы. Начали строиться храмы, образовываться христианские общины, было построено здание миссии с домовой церковью, была открыта женская школа, учреждена семинария. В 1880г. святой архимандрит Николай был рукоположен в сан епископа. Это была третья, последняя поездка святого на Родину, остальные 32 года он провёл безвыездно Японии. Из Санкт-Петербурга епископ привёз нового регента Д.К. Львовского. В миссии появилась духовно-музыкальная школа и хор в составе 150 певчих. Главным делом святителя был перевод Св. Писания и священных книг. Также он переводил и художественную литературу.

В 1884г. началась постройка собора Воскресения Христова, длившаяся 7 лет. В 1891г. 24 февраля храм был освящен, и впервые в этом храме была совершена Литургия. В 8 часов утра раздался удар колокола, за ним другой, третий…А затем и трезвон от рук русского звонаря, специально выписанного из России. Поражённые неслыханным звоном, японцы, как бабочки устремились и окружили собор. Паства святого состояла уже не из трёх человек, а 216 общин с более чем 18 000 прихожан…

Ежегодно владыка Николай совершал пастырские путешествия. Во время этих поездок он общался со своей паствой, вникал в дела церкви, проповедовал среди язычников, обращая ко Христу.

Святителю пришлось пережить в 90-е годы разрыв Японии с Россией, войну между странами. Но он смог с помощью Божией выдержать испытание брани и посреди вражды удержать мир, веру и молитву — так писал епископу Император Николай II в 1905г.

В 1911г. было торжественно отмечено 50-летие служения владыки Николая на Японской земле. В последний раз архиепископ служил в 1912г. в первый день Рождества Христова. В ночь с 2 на 3 февраля святой скончался. Похоронная процессия растянулась на 10 км, погребение было совершено 22 февраля.

В 1970 году святой Николай был канонизирован Русской Православной Церковью с именованием «равноапостольный». Память святого равноапостольного Николая Японского празднуется 16 февраля (по новому стилю).

Сегодня Японская Автономная Православная Церковь объединяет три епархии. Во главе Церкви стоит митрополит Токийский и архиепископ всея Японии Даниил (Нусиро). По разным данным, число православных верующих в Японии составляет от 10 до 30 тысяч человек, посещающих 69 храмов. Однако, несмотря на относительную немногочисленность (всего в стране 900 тысяч христиан), Японская Православная Церковь по-прежнему покоится на том твёрдом основании, на котором утвердил её святитель Николай Японский.

Материал подготовила Татьяна Тюменева.