Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Пасха

День Воскресения Христова вплетает в себя много событий, смыслов, значений и знаков. Есть описание событий у евангелистов. Они не объясняли нам значение происшедшего, параллели между происходящим и значением осмысливали и проводили после апостолов богословы.

Одно их значений событий Распятия и Воскресения Христа – это знамение Ионы пророка. Об этом говорил Иисус Христос, разговаривая с книжниками и фарисеями. Некоторые люди из книжников и фарисеев сказали Иисусу: нам хотелось видеть от тебя знамение. Христос сказал им, что будет одно только знамение – подобное знамению пророка Ионы: как Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Фарисеям Иисус сказал притчу, а своим ученикам прямо сказал, что ему придётся пострадать. Однажды Иисус спросил учеников, за кого принимают Его люди, и ученики отвечали разное. А Пётр сказал – за Христа Божия. Он очень точно сказал, и тогда Иисус рассказал о Себе, что Ему придется пострадать, быть отвергнутым старейшинами и первосвященниками, и книжниками, и Его убьют, и в третий день Он воскреснет. Ученикам сказал прямо.

Когда Иисуса предали, убили и распяли, и Он на третий день воскрес – тогда исполнилось знамение Ионы пророка.

Второе из значений событий Распятия и Воскресения Христова – это параллель с празднованием еврейской (ветхозаветной) Пасхи или Пасхи Моисея. В библейской книге Исход описано, как евреи пытались уйти из Египта в землю, обетованную Богом. Фараон не отпускал их из своей земли. Тогда Господь сказал Моисею, чтобы каждое семейство взяло агнца, хранить его до четырнадцатого дня того месяца, а потом заколоть вечером и помазать два косяка двери и перекладину двери. В этот день над землёй египетской Господь произвел суд: домов, отмеченных кровью агнца, не тронула язва, а египтян поразила, и теперь никто не мог препятствовать евреем выйти из Египта. С тех пор в Израиле был установлен праздник Пасхи: совершение жертвы Господу, Который прошел мимо сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян. В честь Пасхи евреи закалывают жертвенных животных.

Христос был предан на смерть еврейскими первосвященниками в день еврейской Пасхи, как жертвенное животное, так исполнились слова пророчества Иоанна Крестителя: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1:29). Во многих богослужебных текстах Христос называется «агнец». В раннехристианских храмах Иисуса Христа изображали как агнца с нимбом, где было нарисовано перекрестье креста, как рисуют на иконах Спасителя. Кровь жертвенного Агнца-Христа спасает нас от зла.

Одно из самых таинственных событий – Сошествие Христа во ад. Страдание Христа на кресте, мука смерти была самой горькой. После смерти Христос последовал естественным человеческим путём в ад, где были все люди после смерти. Намерение Христа состояло не в том, чтобы остаться там как в тюрьме, в заключении, а в том, чтобы освободить человеческие души. В час, когда наш Спаситель преклонил главу, испустив дух, тело осталось на кресте, а душа вместе с Божественной природой спустилась во ад, чтобы опустошить его. Когда Господь сошел во ад и ангелы перед лицом Его принялись крушить ворота, святой народ, бывший в плену у смерти, восклицал громко плача:

 

«Ты пришел, желанный,
Кого мы ожидали во тьме,
Чтобы Ты вывел закованных в цепи из темницы.
К тебе взывали наши стоны,
Тебя искали наши обильные плачи.
Ты надежда отчаявшихся,
Великое утешение в страданиях».

 

Радость была там, когда явился Христос – Солнце правды. Там стоял с ними Господь, и тогда они были во славе, так как виденье Бога – это совершенная слава.

 

Иконография «Сошествие во Ад»

 

События того, что было после смерти Иисуса Христа не описаны евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Это изображение восходит к текстам древнего апокрифического «Евангелия от Никодима». В этом тексте говориться о неких Лентии и Харии, которых Христос из мертвых воскресил. Им дали листы папируса и посадили порознь, и они записали события Воскресения: «Когда со всеми отцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешной, внезапно сотворилось золотое сиянье солнца пресветлого, облеченного в пурпур, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий». Они постепенно называют имена пророков и праведников, и что те говорили. Эти пророки изображаются на иконах и иногда подписываются имена: Адам, Исайя, Симеон, Иоанн Креститель, Адам, Сиф, пророк Давид, Аввакум, Михей, Енох и Илия.

Ад ведет диалог с сатаной, когда приходит Христос, Царь Славы, Он говорит Аду: «Будет диавол под властью твоей на месте Адама во веки веков, праведным судом моим». Господь выводит Адама за правую руку и передает Его Михаилу Первоархангелу, и все святые последовали Михаилу, и ввёл всех их в рай, и разбойника с крестом.

 

Текст подготовлен Евдокией Поздняковой