Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская епархия.

Посмертная жизнь души

Православная Церковь утверждает, что после смерти люди не исчезают, они все живы – но живут иной жизнью, не той, которой живём мы с вами сейчас. Что происходит с человеком, когда он умирает? Что бывает после отделения души от тела?

По церковному учению после трех дней пребывания души усопшего в нашем мире, около близких и друзей начинаются своего рода испытания личности. Сначала — перед лицом добра с 3-его по 9-ый день. Душа проходит путь по всем добродетелям (по Апостолу, это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание, и т.д.-Гал.5;22)

Профессор А.И Осипов пишет: “Например, душа оказывается перед лицом кротости. Воспримет ли она её как то драгоценное качество, к которому стремилась и которое искала в своей земной жизни, хотя и не могла приобрести его в тех условиях, или, напротив, оттолкнётся от кротости как от чего-то чуждого и неприемлемого? Соединится ли она с духом кротости или нет?” Так, в течение шести земных дней произойдёт особое испытание души перед лицом всех добродетелей.

Подобное же испытание, такой же экзамен душа проходит и дальше с 9-го по 40-ый день. Начинается этап мытарств. Мытарств двадцать – двадцать неких проверок состояния души. Здесь открывается душе сила каждой её страсти – ненависти, зависти, гордости, лукавства…Тот, кто не боролся со страстью, а, более того, служил ей, то перед лицом Бога не сможет отрешиться о неё.

Все наши грехи совершаются, когда душа соединена с телом. Душа без тела на добро творить, ни грешить не может. Святые Отцы определённо говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Корни страстей не в теле, а в душе. Поэтому они не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого мира. Как же проявляют себя эти неизжитые страсти в том мире?

Приведу мысль игумена Никона (Воробьёва): “Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнём, палить тебя без какой-либо возможности утолить их”.

Профессор А.И Осипов пишет: Здесь с нашими страстями проще. Вот, я заснул – и все мои страсти уснули. Здесь с пороками можно бороться. К тому же страсти прикрыты нашей телесностью и поэтому не действуют в полную силу. А вот там человек, освобождённый от телесности, оказывается перед лицом полного их действия. Полного! Их проявлению уже ничто не мешает, тело их не закрывает, никакой сон не отвлекает, никакая усталость не гасит! Словом – непрерывное страдание, поскольку у человека нет “какой — либо возможности утолить их”! Плюс к этому бесы прельщают нас и затем разжигают и многократно усиливают действие наших страстей.”

Страсть – это то, что тянет к себе, причём иногда настолько неодолимо, что человек не может с собой справиться. Страсть – это тяжёлая болезнь души, для излечения которой требуется большой труд и долгое время. Поэтому так опасно не бороться с грехом – часто повторяемый, он переходит в страсть, и тогда наступает настоящая беда не только в этой жизни, но, что в тысячу раз хуже, и в той. Вот почему христианство как религия любви напоминает: помни, человек, ты не смертное, а бессмертное существо и потому готовься к бессмертию. И великое счастье христиан, что они знают об этом и могут готовиться.

Когда душа проходит мытарства, она испытывается страстью каждого мытарства, её духами, демонами – мучителями, и соответственно своему состоянию или отторгается от них, или соединяется с ними, впадая в тяжелейшие страдания. Подобное всегда соединяется с подобным.

Святитель Феофан Затворник пишет: “Когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы берут её будто друзья…Душа сама бросается в ад”.

Двадцать мытарств выявляют состояние души человека, здесь обнаруживается всё её духовное содержание и определяется судьба. Правда ещё не окончательная. Будут молитвы Церкви, будет Страшный Суд.

Христианство даёт величайшее средство спасения человеку – покаяние. Церковь призывает всех к скорейшему покаянию. Покаяние по-гречески – изменение ума, образа мыслей, изменение целей своей жизни, стремлений. Покаяние – это и ненависть ко греху, отвращение к нему. Искреннее покаяние и борьба со грехом и страстями в этой жизни становится залогом спасительного прохождения мытарств. Господь хочет, чтобы мы и здесь, и тем более после смерти не страдали. Потому Церковь призывает: человек, пока не поздно, примись за себя…

Материал подготовила студентка 5 курса Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Елизавета Павленко.