Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Вифлеем – город Рождества

Вифлеем

Вифлеем – один из древнейших городов на земле, он был основан в XVII – XVI вв. до н.э. Большим городом он никогда не был, но духовное значение его велико. С Вифлеемом связано много событий Ветхоза­ветной истории. Так на дороге из Вифлеема в Иерусалим была похоронена Рахиль – любимая жена праотца Иакова. Гробница ее по сей день является местом паломничества для представителей трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма.

Ветхозаветная Рахиль оплакивала вифлеемских младенцев. «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф.2:17-18).

Здесь же, в Вифлееме, родился и был помазан на царство ветхозаветный царь Давид.

В Вифлееме происходили события книги Руфи, прабабки царя Давида – язычницы-моавитянки, принявшей веру в Единого Бога: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» (Руфь, 1:16). Руфь собирала хлебные колосья на полях вокруг Вифлеема – и над этими же полями спустя века прозвучала Рождественская песнь ангелов: «Слава в вышних Богу и на земле мир – в человеках благоволение».

Сегодня это место относится к маленькому христианскому городку Бейт-Сахур («Поле пастухов») по соседству с самим Вифлеемом.

Главное событие в истории Вифлеема – это рождение в нем Господа Иисуса Христа.

Вифлеем не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии – в Назарете, по другой – в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, согласно евангелисту Луке, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую в те времена входила провинция Иудея.

Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более, чем за семь веков до самого события: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.2:5).

Об этом пророчестве напоминает евангелист Матфей. Царь Ирод, взволнованный сообщением волхвов о рождении Царя Иудейского, требует от знатоков Писания указать город, в котором Он должен родиться. В ответ ему приводят неточную цитату из Михея: «так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф.2:5-6).

 

Святыни Вифлеема

 

Базилика Рождества Христова

Вифлеем ежегодно посещают миллионы паломников со всего мира. Центром его является базилика Рождества Христова. Символы Рождества встречаются повсюду, многочисленные лавочки продают «дары волхвов», вифлеемские звезды и миниатюрными вертепы.

Первый храм на месте Рождества был построен святой царицей Еленой.

Храм, построенный царицей Еленой, сгорел в 529 году (от него остались мозаичные полы). Нынешнее здание построено в VI-VII вв., и это единственный христианский храм в Святой земле, сохранившийся в целости с домусульманских времен.

Главная святыня храма – пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом. Серебряной звездой, отмечено место рождения Спасителя.

Здесь же, в пещере, находится обложенная мрамором часть яслей, в которые положила Богородица Младенца Христа. Внутренняя часть яслей, пять дощечек из оливкового дерева, с VII века пребывают в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме.

 

Вифлеемская икона Божией Матери

Возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Пещера Рождества – не единственная в этой местности. Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» – по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа и разбрызгала капли Своего молока.

В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Вифлеемских младенцев. В ней находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век).

В левой стороне комплекса находится католическая церковь святой Екатерины, а под ней расположены пещеры, в которых подвизался блаженный Иероним Стридонский – переводчик Священного Писания на латынь. Сюда к нему приходила его ученица – преподобная Паула, основательница женских монастырей в окрестностях Вифлеема.

 

Дом Хлеба

Современный Вифлеем – совсем небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Сегодня только каждый шестой житель города Рождества исповедует христианство – с середины XX века христиане массово покидают Палестину. Не прекращается эмиграция и сейчас.

Тем не менее, присутствие христиан в Вифлееме, можно надеяться, будет продолжаться еще очень долго: ведь по местному закону даже должность мэра города может занимать только христианин.

Название города символично. С древнееврейского – Бейт Лехем (Вифлеем) – переводится как «Дом хлеба». Здесь родился Агнец Божий, закланный за грех мира, – Христос, Хлеб Жизни.

 

Текст составила Ольга Новоженина, экскурсовод музея Царицыно