Выдержки из книги старца Паисия Святогорца
О БРАНИ ПОМЫСЛОВ.
«Видя всё посредством добрых помыслов, человек очищается и приемлет Благодать Божию. А злыми, «левыми» помыслами человек осуждает и несправедливо обижает других, препятствует приходу Божественной Благодати, после чего приходит Диавол и терзает его».
Страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает своё доброе состояние твердым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. Т.е. благочестивый помысел не искореняет их, но борется с ними и может их одолеть.
Один добрый помысел равен силе многочасовому всенощному бдению.
Если человек держит в себе злой помысел, то какой бы подвиг он не совершал – посты, бдение – всё пойдет насмарку. Один чистый, добрый помысел, обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг.
Когда некоторые говорили старцу Паисию, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, он отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчёт цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов. Одни люди похожи на пчелу, а другие на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный страстями и мыслит повреждено. Ко всему относиться с предубеждением, всё видит шиворот-навыворот, тогда тот, у кого добрые помыслы, — что бы ни увидел, что бы ему не сказали – включает в работу добрый помысел.