“Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно”. ( Исх.20,7)
Многим кажется, что это крайне незначительная заповедь. А ведь это третья заповедь Закона Божия, и её положения относительно других игнорировать никак нельзя.
Бог этой заповедью учит нас вниманию к слову, более того, вниманию к мысли, вниманию к тому, как воспринимают наши слова окружающие.
Эта заповедь – запрет на праздное поминание имени Божия. Основание для этого в сакральном значении любого имени; имя же Господа значимо сторицею. Имя – это связь. Имя – это познание. Именование – это вхождение в установленную Богом систему взаимных отношений и ответственности. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим “Господи”, мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и “на том конце” нам немедленно отвечают: “Слушаю”. Это мистика именования, немедленная связь; она присутствует всегда и во всём, но только в связи с Совершенным она существует в совершенной и абсолютной форме. И не страшно ли эту связь не заметить, проигнорировать? Вызвать – и промолчать? Вызвать – и заговорить о пустяках, а то даже и ругнуться: “Господи, яичница сгорела!” или “О Боже, этот тип настоящий идиот!”
У этой медали есть и иная сторона – под запрет этой заповеди попадает также всяческое злословие Божие и призывание врага, как-то: чертыханье, поминание нечистой силы, ругань (особенно матерная). Игра с нечистой силой – более чем опасное занятие, и непонимание этой опасности вовсе не делает её меньше.
Высший дар Бога человеку – свобода. Без свободного соизволения души на грех дьявол бессилен творить над ней насилие. А тут его не просто впустили – призвали! И призывание это слышится со всех сторон: в как бы непроизвольном чертыханье, в шуточном “Ни пуха, ни пера”, в мате, переходящем из статуса ненормативной лексики в “нормативную”. Ведь сейчас матом ругаются даже дети. А ведь мат, по слову святых отцов, это молитва дьяволу. “Пусть эти глупцы пока не вполне ведают, что творят, но они уже говорят моим языком, сотни раз на день молятся мне – осталось совсем немного, и они уже будут моими навсегда!” – это звучит подтекст любого мата. Свт. Иоанн Златоуст говорил сквернословам: “Бог вложил в уста твои благоволение, а ты влагаешь в них слова, зловоннейшие всякого трупа, а через них убиваешь душу свою”.
Теперь немного о значении слова в жизни человека. В Евангелии сказано: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься” (Мф.12, 37). “За каждое праздное слово (а о гнилом уже и говорить нечего), какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф.12, 36) У Бога ничего не исчезает бесследно. Всё бывшее с каждым человеком записано в книги жизни. На предстоящем всем нам Страшном Суде пред всеми — не только пред Господом, но и перед очами всего человечества – станут явными все наши дела, все наши слова, все наши помыслы.
Быть внимательными к своим мыслям и словам, не чертыхаться, не материться, не поминать имени Божия всуе – ведь это доступно каждому. Осознать необходимость строгого выполнения Божественного установления, стремиться его исполнить, каяться в своём несовершенстве даже в этих естественных нормах человеческого существования – вот религиозная задача для каждого христианина. Вне серьезного отношения к тому не может быть веры – это аксиома: “покажи веру из дел твоих”. ( см.: Иак.2,18)
Имя Божие не пустой звук, не милое житейское присловье. Это величественное, страшное и неповторимое в своей специфике явление. Произнести имя Бога – это значит призвать Бога, и призывание это может иметь место только в молитве, в сердечной встрече с Небесным Отцом. Вне этого любое поминание Бога – богохульство.
Материал подготовлен Павленко Елизаветой, студенткой 4 курса ПСТГУ.