Очень часто можно заметить поразительное сходство в судьбах разных поколений одной и той же семьи. И как часто, глядя на это, невольно вспоминается меткое народное выражение: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». В народе всегда знали, что благочестивым родителям Господь посылает и детей благочестивых, наделяя их богатыми духовными дарами. В Священном Писании мы находим множество таких примеров. Так, праведные Иоаким и Анна, которые своим благочестием и непрестанной молитвой к Богу, сподобились стать родителями Пресвятой Богородицы. Или Праведные Захария и Елизавета, родители Св.Иоанна Крестителя. Почти все жития святых начинаются словами: «Родители его отличались особым благочестием и многими добродетелями…». А про нечестивых людей знаем, что и родители их не отличались благочестием. И так бывает почти всегда.
Каждый человек, живя духовной жизнью, исполняя Закон Христов, стремясь к совершенству, оставляет своим потомкам неиссякаемый источник живительных сил для борьбы с грехом. Издревле считалось величайшим счастьем иметь в роду священнослужителя или монаха: «Монах семь поколений отмаливает». Родители передают своим детям как приобретённые добродетели, так и пороки, от которых не смогли освободиться в течение своей жизни.
Грех — это яд, который действует разрушительно не только на согрешающего, но и отражается на его потомках. Последствия греха заражают детей и внуков, и те рождаются со склонностью к родительскому греху или с болезнями родителей. Нет ни одного греха, который не производил бы болезнь и страдание. Грех потому и запрещается, что он вреден. Многие жалуются, как тяжело им жить на свете. Но жизнь становится таковой тогда, когда мы не исполняем благодатный Закон Божий.
А при исполнении Заповедей Христовых жизнь служит человеку в радость и утешение, ведь нарушитель сам себя наказывает болезнями и скорбями, которые обязательно отразятся и на детях.
Многие предпосылки развития личности формируются внутриутробно. Все переживания, устремления, мысли, слова и дела родителей в этот период особенно запечатлеваются в душах детей. Это хорошо знали в старину благочестивые матери. Так, мать Преподобного Сергия Радонежского, после того как младенец три раза вскричал в её утробе во время особо торжественных мест литургии, перестала употреблять скоромную пищу, а питалась хлебом, зеленью и водой.
Природа ребёнка чиста в своей основе и очень восприимчива к добру. Если взрослым требуется преложить немало усилий в борьбе с греховными склонностями, то в ребёнке при определённых условиях воспитания добродетели развиваются легко и быстро. Но здесь одним из главных факторов духовного роста ребёнка будет подражание старшим. Горячо любящий ребёнок вырастет таким лишь в атмосфере взаимной любви. Радость и душевный мир будут в нём, если эти чувства присущи его семье. В нём не зародится никаких сомнений, если сильна вера родителей. На примере постоянной усердной молитвы родителей вырастает и молитва их детей. Отзывчивость и чуткость к чужому страданию сформируется в сердце ребёнка, если он будет постоянным свидетелем, а впоследствии и участником дел милосердия. По словам старца Паисия: «Родители оставляют своим детям в наследство не только дома и поля, но и свои страсти или добродетели». Ребёнок – зеркало родителей.
Многие сетуют: «И в кого он такой пошёл?» — снимая тем самым с себя всякую ответственность за своего ребёнка. Но в малыше очень мало своего. Вот слова одной матери, воспитавшей семерых детей: «В молодости я многие грехи за собой не замечала, теперь на детях их увидела». И только личное покаяние родителей и детей может исправить эти ошибки.
Велика и сила родительского благословения. Это залог благоденствия детей – оно утверждает дома детей, по словам премудрого Сираха. Недаром в заповедях Божиих после обязанностей к Богу на первом месте заповедано почтение к родителям и за него обещано благоденствие и долголетие. Духовная и молитвенная связь детей и родителей не прерывается и по смерти последних. Молитва родителей за своих детей и детей за родителей имеет очень большую силу. Родители, прибегающие в постоянной усердной молитве к Богу и просящие дарование им мудрости в деле духовного воспитания своих детей, имеют великую милость у Бога.
Закон духовной наследственности не носит абсолютного характера, и Господь действительно наказывает детей за грехи отцов, но не всех, а только тех из потомков грешников, кто сам не стремится жить по Его заповедям, только «ненавидящих» Его. Всё это свидетельствует о нашей личной ответственности перед Богом. Личным покаянием каждый человек может заслужить Божественную милость к себе и к своим потомкам.
Материал подготовлен Макаровой Анастасией, студенткой 4 курса ПСТГУ