Художественная литература с древних времен была призвана играть особую роль в формировании самосознания каждого человека и общества, в целом. Достаточно вспомнить, как относились к книге, к чтению наши предки: как ценились хорошие книги, как уважали человека, если он умел читать или имел книги у себя дома. В наше же время значение литературы оказалась снижено, а хорошие книги и вовсе забыты. А ведь русская литература несет в себе художественную, эстетическую память народа, его нравственные и духовные ценности и ориентиры.
И.С. Шмелев так писал о русской литературе: <:Наша литература исключительно глубока, <строга>, как, быть может, ни одна литература в мире, и целомудренна. Она как бы спаивает — вяжет Землю с Небом: Русская литература — не любование <красотой>, не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное служение>.
Часто приходится слышать, что классическая литература очень сложна. Да, действительно, сложна, ведь не просто читать о человеческой душе, особенно если она в чем-то похожа на нашу. А о себе не хочется читать ничего разоблачающего. Ведь, чтение произведений, в которых совесть признается мерилом всех жизненных ценностей, побуждает нас более внимательно заглянуть в себя.
Конечно, можно возразить, мол, зачем нам Достоевский, когда у нас есть Святые Отцы. Или, иначе, зачем нам мирская культура, когда наша цель духовное возрастание?
Но нужно помнить, что мудрость Святых Отцов не постигнуть без достаточного собственного душевного опыта. И нельзя в <избытке благочестия> лишать себя возможности приобрести этот опыт через обращение к литературе. Ведь в русской классической литературе, как в и жизни, главная тема — противоборство двух раздирающих душу и сердце стремлений — к сокровищам небесным и сокровищам земным (<Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше> [Мф. 6,21]). И по-разному герои, так же, как и люди, делают свой выбор.
Книга, как ничто другое, впитала в себя и сохранила религиозный опыт многих поколений русских людей: и светлый, и темный, и спасительный, и опасный для души. Опыт веры и безверия. И знакомство с тем и другим опытом может оказаться полезным на пути нашего духовного возрастания.
Так, в своих мемуарах митрополит Евлогий (Георгиевский) рассказывает, как в первые два года своей семинарской жизни, он отличался не весьма достойным поведением и образом жизни. А помогло исправиться чтение русской литературы. <Она повышала самопознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму. Я стал выправляться, хорошо учиться, у меня появились умственные запросы, более серьезные интересы: Мое увлечение литературой подготовило почву для дальнейшего душевного развития.:Воспитательное значение литературы для молодежи огромно. Трудно даже учесть меру ее благотворного влияния>.
Это тем более важно, если вспомнить, что сейчас чтению художественной литературы противопоставлен просмотр телевизора, с экрана которого нам предлагаются простые и доступные <истины> как путь упрощения жизни. Жизни внешней и, что гораздо опаснее, внутренней. Достойную же конкуренцию нарастающему давлению со стороны СМИ составляют произведения классической литературы.
Чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на формирование эмоциональной сферы человека, возрастание и укрепление его духовного опыта. Это важно не только для православного, но и для любого уважающего себя человека.
Материал подготовлен Ольгой, студенткой 4 курса МГПУ