Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

О композициях алтарной части придела Покрова

Продолжая описание росписей храма, мы обратим внимание на правый придел в честь Покрова Божией Матери. Иконостас сложной формы закрывает от нас внутреннее пространство небольшого по объему алтаря. Сама сложная форма иконостаса была выбрана для того, чтобы вместить в себя, с одной стороны, все канонически необходимые образы православного иконостаса с сохранением принятого порядка их размещения, с другой стороны – подчеркнуть своеобразную архитектуру храма стиля классицизма и создать целостность восприятия всего объема, направляя взор входящего к центральному алтарю, главной части храма.

Внутреннее пространство алтаря Покровского придела весьма небольшое, примерно 3х3 метра. Необходимо было художественными средствами максимально расширить пространство. Поэтому плоской стене за счет перспективного построения придана форма ротонды, визуально увеличивающей пространство.

Наверху купола нет, а на своде, в как бы отверстых небесах, изображена Царица Небесная. Божия Матерь держит в руках священный покров, простирая его над молящимися – земной Церковью. Вокруг Богородицы Марии находятся символы евангелистов и кадящие ангелы – небесная церковь.

На восточной стене изображен восседающий на троне Сам Судия всех, жестом приглашающий придти к Нему всех труждающихся и обремененных. В оконных проемах позади трона не случайны изображения разных пейзажей: море и горы, и земные просторы, и небеса. Господь приглашает в Свое Царство и обещает упокоение трудившимся. Прообразом для данной композиции послужила композиция из церкви, именуемой Санта Санкторум, которая находится в Риме, напротив баптистерия, где был крещен первый христианский император Константин Великий. Мать Константина, Елена, привезла мраморную лестницу из дворца Понтия Пилата, по которой поднимался на суд Сам Господь, оставляя кровавые капли на мраморных ступенях. Церковь Санкта Санкторум (Святая Святых) была выстроена для этой лестницы, по ней принято поднимаются с молитвой на коленях.

На алтарном окне изображены преподобные Ефрем Сирин и Феодор Тирон.

 

Евгений Поздняков, фрески, проект иконостаса, фото автора