В дни Великого поста в храме совершается необычная служба, которой не бывает ни в какой другой период года — литургия Преждеосвященных Даров. .
Что это такое? Почему она совершается только в этот период? Почему, хотя и имеет сходство с обычной литургией, так сильно от нее отличается?
Надо сказать, что главное ограничение поста — не в ограничении пищи и развлечений. Оно — в ограничении на совершение Евхаристии. Полная литургия может совершаться в эти дни, за исключением суббот и воскресных дней, только на Благовещение и в Великий Четверг. Христиане, оставившие нам церковные каноны, остро чувствовали, что принесение Бескровной Жертвы — всегда торжество, и оно не должно омрачаться печалью поста; с другой стороны, не должно оно и отвлекать нас от покаянного плача и скорби о грехах, которые уместны в пост.
Но оставаться без Причащения пять дней для них было немыслимо. Поэтому в течение недели причащались запасными Дарами. Именно это и происходит на литургии Преждеосвященных Даров. На ней не совершается таинства преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Верующие причащаются Дарами, освящёнными на полной литургии, которая была отслужена в предыдущее воскресенье.
Согласно уставу, литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться во второй половине дня, в третьем часу. Установлено это было потому, что для людей, не так изнеженных благами, как сейчас, считалось нормальным в дни поста есть лишь раз в день, после захода солнца. Именно такой порядок поста указан в уставе. Поэтому и Причащение не должно было нарушать дневного строгого поста, и совершалось лишь после вечерни.
Так что литургия Преждеосвященных Даров — это фактически вечерня, на которой совершается Причащение освященными заранее дарами.
Сейчас ,, из снисхождения к нашей немощи, служба переместилась на более раннее время. Однако ее строй сохранился и объединяет фактически богослужение двух дней. Итак, совершаются:
Час 3-й и час 6-й. В это же время их совершают и во все дни в течение года. Только часы сейчас читаются великопостные, более продолжительные, с чтением кафизм (псалтири), пением тропарей и молитвой св. Ефрема Сирина <Господи и Владыко живота моего:>; на 6-м часе читается пророчество Исайи.
Далее в обычные дни служится литургия. Сейчас же читаются:
Час 9-й (который в другое время читается вечером, уже после литургии) и
Изобразительны. Это то, что как бы заменяет (<изображает>) полную литургию. Например, чин изобразительных совершают, если нет священника, чтобы служить литургию, а также тогда, когда (как сейчас) литургию служить не положено. Поются заповеди блаженств, читаются несколько молитв. Произносится молитва св. Ефрема Сирина и отпуст. И только после этого начинается вечерня, причем относящаяся уже к следующему дню.
После пения <Свете тихий> читаются две паремии: всегда из книги Бытия и из Притчей Соломоновых. Между ними — важный момент: царские врата открываются и священник, после слов <Премудрость, прости>, благословляет верующих свечой и кадилом и возглашает <Свет христов просвещает всех>. В это время молящиеся должны поклониться до земли.
Вообще, существенная особенность литургии Преждеосвященной по сравнению с полной — в том, что Тело и Кровь Господа присутствуют в храме в течение всей службы. Поэтому на ней во многих местах положено совершать земные поклоны. Совершенно неуместно сидеть, даже во время чтения кафизмы.
После второй паремии поются изобразительные стихи 140-го псалма: <Да исправится молитва моя: Жертва вечарняя> (помним, что по уставу должен был бы быть уже вечер) — . Во время пения молящиеся встают на колени.
Далее — ектении, как на обычной литургии, после этого — великий вход. Но вместо <Иже херувимы:> хор поет <Ныне силы небесные нами невидимо служат>. Когда в это время священник безмолвно переносит Дары на алтарь, надо снова поклониться до земли. Ведь в чаше — не хлеб и вино (как на полной литургии), а сами Тело и Кровь Господни! Об этом говорит и продолжение песнопения: <Се бо входит Царь Славы:>
Далее опускается все, что в обычной литургии связано с освящением Даров, поскольку Они уже освящены. Совершается только подготовка к причащению, собственно причащение и благодарение с отпустом.
Надо быть готовым к тому, что служба эта довольно длинная: продолжается около 4 часов. Так ведь на то и пост: Кроме того, следует знать, что на Преждеосвященной литургии не причащают младенцев.
Материал подготовил прихожанин храма И.Оводов