(Продолжение беседы с одним из старейших клириков Московской епархии, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Кречетовым, отцом семерых детей.)
– Что самое трудное в воспитании детей?
– Это непростой вопрос. Прежде всего – очень важно заложить фундамент для будущей жизни здесь, не говоря уже о будущей жизни там. Обучение заключается в выработке добрых навыков. В вере, в благоговейном отношении к святыне, почитании старших, в труде. Эти навыки и дают человеку возможность жить счастливо. Конечно, характеры у детей разные. Но в воспитании этих навыков – любовь, мир прежде всего. Чтобы в любви, в мире жили – это самое главное. Как пример веника и прутиков. Когда все вместе, дружно живут – поди, сломай такой веник.
Важно жить не для себя. Если жить для себя – это не жизнь. Воспитать, особенно в нашем обществе сейчас – обществе потребления и просто лени, – непросто. Есть же изречение такое: «один из двигателей прогресса – это лень». И теперь мы видим результат этого «прогресса».
Если мы раньше ходили в школу за километр, причем все время в гору, снег, дождь, ветер, слякоть – все равно шли. А сейчас детей возят на машинах. Они к этому уже привыкают.
Ко мне как-то пришел один молодой человек и говорит, что он живет в невыносимых условиях.
– Что же это за невыносимые условия?
– Живу в общежитии.
Когда я был студентом, мы снимали «угол». Часть платил институт, и мы доплачивали. А когда я попал в общежитие, я считал, что все, это уже счастье. По 12 человек в комнате жили. Лесотехнический институт.
– Там даже душа нет, – жалуется этот молодой человек.
– А у нас в то время, когда мы жили с матушкой на даче, туалет был на улице. У нас – выносимые условия, потому что нужно выносить: помои, воду грязную. Невыносимые условия – когда не нужно выносить помои. Просто вылить их в унитаз. Ничего не нужно выносить – значит невыносимые условия.
– Вот сейчас, у нас, например, наболевший вопрос: компьютер и дети.
– К счастью, у нас этой проблемы не было. Когда я рос – у нас не было электричества. Была керосиновая лампа. Уроки надо было сделать засветло, чтобы не ютиться всем около лампы. Дети мои выросли без телевизора. Потому что он отнимает массу времени. В телевизор же сливается всякая телеканализация. В нем можно всего насмотреться. А Интернет сейчас – еще большая помойка. Там, конечно, есть и что-то нужное, но пока ищешь, подсовывается столько всего лишнего, совершенно ненужного.
С одной стороны, с Интернетом можем моментально получить нужную информацию. И получаешь ее без затруднений. Но, с другой стороны, раньше надо было сходить в библиотеку, перелопатить литературу, чтобы найти то, что нужно. Словом, потрудиться.
Я думаю этот прогноз, который Альберт Энштейн когда-то предложил, реальный и совсем недалек. Когда его спросили, каким оружием будет вестись третья мировая война, он сказал – этого не знаю. Зато четвертая война будет вестись дубинками. Я думаю, и третья уже кончится дубинками.
Если отключить электричество, спутники, ракеты, компьютеры станут просто металлоломом.
Мне этот юмор нравится: «Я все знаю, – сказал Интернет. Я все найду – сказал Гугл. Ха-ха-ха – сказало электричество».
– Люди сейчас жалуются на высокий темп жизни – все бегут, спешат. Но главный враг воспитания – это спешка. Как быть?
– Воспитывать детей все равно нужно, хотя в спешке это довольно трудно. Есть и такое высказывание: «Поспешишь – людей насмешишь».
Спешка – это признак несовершенства. Потому что человек, достигший вершин мастерства – он не спешит, он знает. У него быстрые, четкие движения, ничего лишнего. Я знал специалистов, у которых каждое движение было отточено.
Я занимался когда-то боксом. Там каждое движение отрабатывается медленно, правильно. А потом, оно уже автоматически отрабатывается мгновенно. И так во всем. У нас сейчас беда такая – нет специалистов среднего звена.
(Продолжение читайте в следующем выпуске)
Беседовал Михаил Глинников