Со словами священника <Благословение Господне на вас:> заканчивается вечерня. В храме гасят свет. Начинается утреня, где, как уже говорилось, вспоминаются времена новозаветные. И первые слова, которые мы слышим — ангельская песнь, которая возвещает о рождении Христа: <Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!>. Они звучат практически в полной темноте (особенно зимой, когда темнеет рано), как той ночью, когда пастухи первыми услышали эту радостную весть.
Но не только об этой ночи заставляет вспомнить сумрак в храме. Господь пришел, чтобы <народ, сидящий во тьме, увидел свет великий> (Ис.9:2, Матф.4:16). Весь мир был погружен во тьму, рассеять которую мог только Христос — <Солнце правды>.
Вслед за ангельским славословием чтец, освещенный единственной свечой, начинает чтение шестопсалмия.
Шестопсалмие — плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Тьма в храме заставляет почувствовать, какой мрак наступает в душе, удалившейся от Бога.
Шестопсалмие — один из наиболее важных моментов богослужения. Устав церковный повелевает читать шестопсалмие «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо и моляще о гресех нaших«; равным образом указывается уставом и слушать чтение с полным благоговением и тишиною, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков.
Шестопсалмие представляет собой шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142), объединенных единой мыслью: страдания праведника, несправедливо гонимого своими врагами, его глубокое покаяние в своих грехах, в которые он видит причину своих несчастий, и его непоколебимая надежда на Бога.
Псалом 3: Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
<Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози восстают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его…> Господи! Что так умножились притесняющие меня? Многие восстают против меня, многие говорят обо мне: «Нет ему спасения от Бога его»:
Как известно, после многих лет праведного царствования царь и пророк Давид совершил двойной тяжкий грех. Сначала он совершил прелюбодеяние, а после этого, чтобы скрыть свой поступок, обрек на верную смерть мужа приглянувшейся ему женщины, Вирсавии. С этого началась череда бедствий в жизни Давида и всего его царства. Так Господь наказывал своего пророка за совершенное злодеяние.
Одним из самых серьезных бедствий, постигших Давида, был мятеж его сына Авессалома. Авессалом смог привлечь на свою сторону многих сторонников, в том числе и из ближайшего окружения царя, <вкрадываясь в сердце израильтян> (2Цар.15:6). Давид вынужден был бежать из Иерусалима. Случившееся он воспринимал как Божье наказание за свой грех. Он <шел и плакал, голова его была покрыта, шел босой>. Это было не бегство спасающего свою жизнь правителя, а проявление покаяния, поступок человека, готового принять заслуженное наказание. Когда один из встречных начал бросать в униженного царя камни, спутник Давида вызвался <снять с него голову>. Однако Давид остановил его: <пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида> (2Цар.16:10).
Так царь и пророк Давид подает нам пример того, каким должно быть покаяние за совершенный грех. Этим событиям и посвящен этот и ряд других псалмов шестопсалмия.
<Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою…> Но Ты, Господи — Заступник мой, Слава моя, и Ты поднимаешь голову мою.
Пророк-псалмопевец верит, что даже тяжкие грехи не пересилят милосердие Бога, Господь защитит надеющегося на него и не даст торжествовать тем, кто говорит: <нет спасения в Боге>.
<:Аз уснух, и спах; восстах, яко Господь заступит мя:>
То есть, сраженный страшной тяжестью скорбей, совершенно упал духом, ничего не предпринимал (подобно спящему). Но, возложив надежду на Бога, воспрял.
<Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя:> Не убоюсь десятков тысяч людей, кругом нападающих на меня.
Этот псалом, как и прочие, можно понимать не только исторически, буквально (то есть что множество врагов — сторонники Авессалома). Есть и другое понимание. Каждый христианин, пытающийся идти путем, указанным Богом, встречает со всех сторон яростное сопротивление <духов злобы поднебесной>, терпит скорби, а иногда и поражения в этой неравной борьбе. И об этих скорбях тоже поет пророк Давид.
Наконец, Церковь видит в строках псалмов и пророчества о Христе. Он также смиренно терпел скорби от нечестивых людей, впрочем, не за свои грехи, а за грехи всех людей.
Псалом 37: Псалом Давида. В воспоминание о субботе.
Псалом связан, вероятно, с теми же событиями. Надпись <воспоминание о субботе> можно понимать так, что псалмопевец, изнемогший от свалившихся на него бедствий, просит даровать ему субботство, то есть покой от несчастий. Но суббота Ветхом Завете — это не только покой. В субботу полагалось приносить двойную жертву Богу. И пророк, понимавший, что жертва Богу — сердечное покаяние, <дух сокрушен>, приносит такую жертву с избытком.
<Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене:>Господи! Не в устрашении Твоем обличай меня и не наказывай меня во гневе Твоем.
Пророк согласен нести наказание. Но он просит, чтобы это наказание было не яростной карой, уничтожающей грешника, а посылалось для его исправления.
<:Яко беззакония мои превзыдоша главу мою: Возсмердиша и согниша раны мои — от лица безумия моего:>
<Беззакония мои, — говорит псалмопевец, так велики, что поднялись и покрыли меня с головой>. Он чувствует раны, нанесенные грехом его душе, и страдает от них, как бы от воспаленных гноящихся ран на теле. Грех свой, причину этих ран, он называет безумием. Именно такая ненависть к совершенному греху сопутствует искреннему покаянию.
Приходится опустить комментарии к последующим псалмам (62, 87, 102, 142). Подробные пояснения можно найти в книге <Толковая псалтырь>, которая есть в библиотеке при нашем храме.
Коротко лишь приведу некоторые места, которые имеет смысл разъяснить.
<Яко лядвия моя наполнишася поруганий> (Пс.37:8) — чресла(внутренности) мои полны воспалениями.
<Предадятся в руки оружия, части лисовом будут> (Пс.62:11) — Погибнут от меча, станут добычей лисиц.
<Привменен бых с нисходящими в ров> (Пс.87:4) — причислен к погребаемым. Эти слова относятся к погребению Спасителя после Его смерти.
<Обновится яко орля юность твоя> (Пс.102:5) — обновляется, как у орла, юность твоя.Имеется в виду то, как орел сбрасывает, линяя, старые перья, на месте которых вырастают новые. В древности считалось, что таким образом орел способен снова стать молодым. Этот образ взят, чтобы показать, как душа обновляется покаянием и украшается новыми добродетелями.
В заключении приведу слова св. Паисия Афонского:
- Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?
- Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.
Литература:
Евф. Зигабен. Толковая псалтырь.
Прот. Н.Соколов. Ветхий завет, курс лекций ПСТБИ.
Мих. Скабалланович. Толковый типикон.
Настольная книга священнослужителя.
Материал подготовил прихожанин храма Илья Оводов