Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Паремии Рождества Христова

В рождественский сочельник, 6 января, на дневной службе звучат чтения Ветхого завета — паремии. Мы надеемся, что приводимое ниже краткое изложение и комментарии помогут лучше понять их значение.

Бытия чтение (книга Бытия, гл.1)

 В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет :

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет:

О сотворении мира.Первая паремия указывает, что событие Рождества по значимости стоит в одном ряду с творением мира. Эти слова также напоминают, что лежащий в яслях Богочеловек -это Тот, кто сотворил Вселенную и все в ней. Воплощение же Сына Божия было новым творением человека. А через это должен обновиться и весь мир, пострадавший из-за грехопадения Адама и Евы.

Последующие паремии (всего их 8) содержат в хронологическом порядке пророчества о пришествии на землю Христа. Голос ветхозаветных пророков, говорящих о пришествии Спасителя, звучит все сильнее и громче.

 

Числ чтение(книга Чисел, гл. 24)

 

Бысть Дух Божий на Валааме, и восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои Иакове, и скиния твоя Израилю!…

Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!…

После 40 лет странствия в Аравийской пустыне израильтяне вошли в моавитские земли. Они одержали несколько побед, и моавитяне испугались их. Царь моавитян Валак послал своих людей в Месопотамию к прорицателю Валааму. Он просил его прийти, чтобы проклясть Израиль. Валак обещал Валааму дары, и тот не устоял перед таким соблазном. Прибыв к Валаку, он приказал устроить семь жертвенников, чтобы принести сначала жертву Богу, потом изречь проклятие Израилю. Но, благословив Бога, Валаам не смог извергать проклятия. Он почувствовал, что им движет сила, которой он не может противиться, он только орудие этой силы. Валаам, глядя с горы на стан израильтян, сказал, что хороши дома и кущи израильтян. Чем могли быть хороши потрепанные за долгие годы странствий палатки кочевников? Почему он сравнивает их с дубравами, цветущими садами, кедрами, растущими около источников вод? Потому что он чувствовал, что самое ценное в стане этих племен — присутствие Бога. Валаам говорил слова, которые когда-то услышал от Господа Авраам:

Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!

Этим он дал понять Валаку, что народ Божий проклинать нельзя, этим навлечешь на себя гнев Божий. Валак был очень недоволен Валаамом и велел ему убираться домой. Пророк сказал, что уйдет, но он должен прежде сказать о том, что видит вдали веков:

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля:

Исторически это пророчество можно отнести к будущим победам Израиля над народами, населявшими Землю Обетованную. Но основной смысл пророчества — в духовной победе христианства над язычеством. Звезда от Иакова — это прообраз Христа.

 

Пророчества Михеина чтение(Михея, гл. 4)

 

Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили:

В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле:

Пророк Михей говорит о рождении Христа в городе Вифлееме. Вифлеем, один из древнейших городов, был родиной Давида. Первоначально он назывался «домом Евфрафовым», так как одним из родоначальников жителей этого города был Евфрафа, правнук Иуды.

 

 

Пророчества Исаиина чтение(Исаии, гл. 11)

 

Тако глаголет Господь: изыдет жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет. И почиет на нем Дух Божий: Дух мудрости и разума: Дух совета и крепости: Дух ведения и благочестия: Дух страха Божия исполнит его :

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится :

Иессей был простым гражданином Вифлеема. Давид, его сын, стал царем. Из рода Давида происходит Христос — «жезл от корня Иессеева». Окончание этой паремии рисует «новое небо и новую землю», когда Господь «:духом устен убиет нечестиваго«, т.е. антихриста:

Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем : И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей: занеже исполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком : Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море.

<Гора святая> — это Церковь.

 

Пророчества Иеремиина чтение(Варуха, гл. 3, 4)

Сей Бог наш, не приложится ин к Нему: Посем же на земли явися и с человеки поживе:

Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним: После того Он явился на земле и обращался между людьми.

 

Пророчества Даниилова чтение (Даниила, гл.2)

Рече Даниил Навуходоносору:

Рассказывается, как пророк Даниил истолковал сон, увиденный вавилонским царем Навухудоносором: о том, как камень, прообраз Христа, разрушит предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти, угнетении. То, как камень без посторонней помощи оторвался от горы, есть прообраз рождения Христа («камня нерукосечного») от Девы.

 

Пророчества Исаиина чтение(Исаии, гл 9)

Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его велика совета Ангел. Чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века:

Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Пророк восхваляет Отрока, рожденного Девой. Он как бы смотрит через даль веков в Вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Бог Он Властитель, Князь мира. Однако, воплотившись, Он берет бремя начальствования не как властелин вселенной, а как искупитель грехов мира. Он, участник Великого Совета Св. Троицы, будет Ангелом, то есть посланником, посредником, вестником любви Отчей к роду человеческому. Противящиеся Ему встретят в Нем не мстителя, а Судью. Отцом будущего века Он назван потому, что всем верным даст вечное блаженство с Ним. Власть Его, духовная теперь и всеобщая в будущем, распространится на всех, хотят ли этого народы и каждый человек в отдельности или нет.

 

Пророчества Исаиина чтение(Исайи, гл. 7, 8)

Приложи Господь глаголати ко Ахазу, глаголя: проси себе знамения у Господа Бога твоего: И рече Ахаз: не имам просити, ниже искусити Господа. И рече Исаиа: услышите убо доме Давидов, еда мало вам труд подаяти человеком, и како Господу труд даете?

Израильское царство находилось в серьезной военной опасности. Господь через пророка предлагает царю Ахазу просить знамения у Бога. Зачем? Чтобы уверить нечестивого царя в том, что Господь не оставил детей Своих, сумеет защитить их. Но Ахаз сказал, что не хочет нарушать заповедь «Не искушай Господа Бога твоего». Божественная помощь в его глазах была чем-то нереальным, он не верил в это и не надеялся на нее. Ему казалось более надежным договориться с царем Ассирии, которому он собирался послать посла с дарами. Пророк ответил, что царь и вест израильский народ лишь мешают Господу помогать им и хранить их. Но, хотя люди не думают о Боге, Бог думает о них:

Сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Его Еммануил:

Знамением будет рождение от Девы Еммануила. Еммануил — имя нарицательное. В переводе это значит — <с нами Бог!>, и имеет многие другие значения (например, <Великого совета Ангел> или <Отец будущего века> и др.). Чем могло обрадовать такое знамение, которое исполнится через 700 лет, людей, боящихся войны и поражения в ней от союзных войск в ближайшее время? Тем, что само пришествие в мир Бога во плоти утешительно, но еще более тем, что родится Он (когда бы это ни произошло!) среди рода Давидова. Значит — а это уже каждый поймет — род этот не уничтожат никакие войны.

<С нами Бог>. Эти слова звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию. Это надо помнить и тем, кто восстает на верных Богу, и тем, кто ищет этой верности, которая не в словах, а в силе веры:

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся: услышите даже до последних земли, могущии покаряйтеся: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь. И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.

Материал подготовил прихожанин храма Илья Оводов