Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Рождество Христово

rozhdestvo

Навечерие

Празднику Рождества Христова предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Обычай совершать навечерие — несомненно древний. Канун Рождества всегда был днем усиленного приготовления к достойной встречи праздника Рождества Христова, в этот день, именуемый сочельником, усиливает предшествующий 40-дневный пост и в самый день навечерия предписывает более строгое пощение. В течение дня воспрещается вкушение рыбы, и только вечером, по окончании службы, предписывает вкушение <кутии с медом>. Это связано с древним обычаем, когда оглашенные, намериваясь креститься в праздник Рождества, готовились к таинству постом и после крещения вкушали мед — символ сладости духовных даров.

Издревле в навечерие совершаются Царские Часы, которые совершаются при открытых Царских Вратах в знак того, что стало открыто для человека Царство Небесное, ибо родился Спаситель Мира, чтобы принести Себя в Жертву за грехи людей и воскреснуть. На середину храма выносится Евангелие, которое всегда символизирует нам Самого Христа, как бы в значение того, что Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама вспоминаются ливан и смирна, которые волхвы с Востока принесли новорожденному Царю Иудейскому. На часах 1, 3, 6 и 9 св. Церковь вспоминает пророчества и события, относящиеся до Рождества Спасителя.

Сочельник

Среди русского народа издавна существовал благочестивый обычай в рождественский сочельник поститься до позднего вечера (до первой звезды), а после приступать к Рождественской вечери. В Малороссии на этой вечери было принято угощаться кутьёю (варенные в меду или сахаре рисовые и другие зерна) и взварью (сушенные яблоки, вишни и др. плоды сваренные вместе в воде). Перед началом трапезы зажигались восковые свечи и лампадка, читались молитвы, стол убирался сеном или соломой, а затем все семейство приступало к трапезе. Существует мнение, что вкушение указанных блюд символизирует рождение (взварь обычно варилась по поводу рождения) и смерть Спасителя (кутья бывает при похоронах); солома или же сено на столе напоминают ясли, в которые Спаситель был положен по рождении. После вечери крестники шли к крестным отцам и матерям, поздравить их с праздником, несли им кутью, пироги и получали взамен угощение и деньги.

Также существовал обычай накануне Рождества разносить священнику и почетным лицам в подарок по три хлеба, рыбы и пшеничную кутью, а иногда еще и живую курицу.

В древности у наших предков к сочельнику приурочивалось языческое празднование коляды. Существует мнение, что от этого ведет свое начало современный обычай колядования. Со временем память о языческом празднике коляды было утрачено, песни вышли из употребления и были заменены новыми составленными в христианском духе. На юго-западе, во время латино-польского владычества, защитники православия уделяли особое внимание рождественским духовным песнопениям, порядок колядования находился в заведовании церковных братств. Это способствовало широкому распространению обычая колядования. В некоторых частях России колядование бывало в течение всех святок. Святки — 12 дней после Рождества Христова, т.е. святые дни, т.к. они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления.

Материал подготовлен Лопуховой Татьяной, студенткой 3-го курса Московского Института Электронной Техники.

Рождество

Во время царствования в Иудее Ирода римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки.

Иосиф и Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Но, придя, они не могли найти себе место в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец — Сын Божий, Христос, Спаситель мира.

Вифлеемские пастухи, пасущие в эту ночь свои стада, первые узнали о рождении Спасителя. Им явился ангел Божий и возвестил о родившемся Богомладенце, и внезапно явилось множество других ангелов, они славили Бога и пели: <Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение>. Когда ангелы скрылись, пастухи пошли в Вифлеем, нашли Младенца там, где указал им ангел, и поклонились Ему.

На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Иосиф и Пресвятая Дева Мария с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, когда из далекой страны с востока (из Персии или Вавилона) пришли три волхва (мудреца). Наблюдая за звездами, однажды они увидели появившуюся новую необычайную звезду, означавшую, что родился Спаситель мира, и отправились поклониться Ему. Звезда же указывала им путь и привела к дому, где находился родившийся Христос. Поклонившись, волхвы поднесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну (драгоценное, благовонное масло).

Своими дарами волхвы показали, что родившийся Иисус есть,   и Царь, и Бог, и человек. Золото принесли Ему как царю (в виде дани), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну как человеку, который должен умереть (поскольку тела умерших тогда помазывали и натирали благовонными маслами).

По примеру пастухов и волхвов, и мы с чистым сердцем можем благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и, кроме обычных даров и жертв, принести Ему в дар наше чистое сердце, желание следовать Его учению — любовь к Господу и людям.

Материал подготовлен Зазнобиной Ольгой, студенткой 4-го курса Московского Городского Педагогического Университета