От Пасхи до Пятидесятницы каждый воскресный день имеет свой счёт и своё название.
Пасхальное воскресение – первый день Пасхи. Празднование Пасхи длится всю Светлую седмицу. Всю неделю в церквях открыты Царские врата и на службах поются Пасхальные Часы.
Второе воскресенье после Пасхи – Неделя апостола Фомы. В Евангелии не просто называется апостол Фома, а уточняется, что Фома был близнецом. Близнецы – это люди, которых зачастую никто не может различить, кроме родителей, они могут подменять друг друга в разных ситуациях, и никто этого не узнает. Фома хотел удостовериться и искал следы гвоздей на руках Спасителя и след от копья. На иконе «Уверение Фомы» Воскресший Христос отгибает хитон, а апостол Фома протягивает руку, чтобы удостоверить след от копья на ребрах Спасителя, вокруг стоят апостолы.
Третье воскресенье после Пасхи – Неделя святых жен-мироносиц. Эти женщины пришли помазать тело Иисуса Христа ароматами, не побоявшись воинов, стерегущих пещеру, где Он был похоронен. Жены-мироносицы первыми стали свидетелями Воскресения Христова. С ними вместе празднуются святые Иосиф Аримафейский, который забрал тело Иисуса с креста, и Никодим. Жены-мироносицы изображаются на иконе «Жены-мироносицы у гроба», а Иосиф Аримафейский и Никодим изображаются на иконе «Снятие с Креста». Текст тропаря: «Благообразный Иосиф с древа снем (снял) Пречистое тело Твое» – пишется на четырёх сторонах плащаницы, которая выносится в середину церкви в Великую Пятницу. Никодим был членом синедриона и тайным учеником Христа. Он принёс необходимое для погребения Христа: состав из смирны и алое, чтобы умастить тело Иисуса.
Четвёртое воскресенье после Пасхи называется «Неделя о расслабленном». В этот день вспоминается чудо, совершенное Христом, помиловавшим и исцелившим человека, которого никто не заметил, о котором никто не вспомнил и не совершил ему никакой милости. На иконе изображается Христос, благословляющий человека, который, взяв свой одр на спину, уходит. Сзади – высокое здание с арками, место, где находилась Овчая купель.
В среду Недели о расслабленном начинается праздник Преполовения Пятидесятницы, который заканчивается средой 5-ой седмицы. Находящийся между Пасхой и Пятидесятницей, он соединяет в себе эти два великих христианских праздника. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении праздника Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа:
«Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа… Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии».
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие – освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая. Стихира Преполовения воспевает:
Когда настало преполовение праздника,
взошёл Иисус в святилище
и учил непокоривых иудеев, говоря:
жаждущий да идёт ко мне
и пьёт воду жизни
вечную, да не возжаждет вовек.
У верующего в Меня
реки потекут из чрева его
и будет иметь свет жизни.
В этот день совершается освящение воды.
Пятое воскресенье после Пасхи называется «Неделя о самаряныне». Евангелие повествует о том, как женщина черпает воду из колодца Иакова и просит Христа о воде живой. На иконе этого дня изображается женщина с кувшином и Христос, сидящий у колодца. Из церковного предания известно имя этой женщины, это – святая Фотиния. В синаксарии – собрании исторических сведений о празднике или о каком-либо святом – говорится, что Христос именовал её этим именем, которое означает «свет» и «светлая».
Шестое воскресение после Пасхи – «Неделя о слепом». Ученики спросили Спасителя: «Кто согрешил: этот слепой или родители его?» Как говорится в синаксарии праздника, что было ещё «некое мнение эпикурейское» о том, что согрешения невещественные переходят в телеса. Христос же, всё отринув, сказал: «Не всего этого ради, но да явятся дела Божии». На иконе изображается идущий Христос, за которым идут апостолы. К Христу подходит убогий человек, руки которого сложены в просительном жесте. Христос перстом помазывает его глаза.
Мимоходя Иисус от святилища
обрет человека слепа от рождения
и умилосердясь положил брение на очи.
Праздник Вознесения Господня празднуется в четверг 6-ой недели после Пасхи. Это двунадесятый праздник. Христос, по Своем Воскресении, сказал ученикам: «Если я не пойду к Отцу, не придёт Утешитель Дух. Когда же прийдёт Он, научит вас о всякой истине». Христос являлся учеником в течение сорока дней после Воскресения из мёртвых, ел с ними и пил, и заповедовал им быть вместе в Иерусалиме, Пресвятого Духа ожидая. На сороковой день настал день Вознесения. Христос с апостолами пошли на Елеонскую, или «Масличную» гору, которая называлась так оттого, что вся была насаждена маслинами, и там вознёсся во славе. На иконе Вознесения в верхней части изображен Христос, Которого в облаке света возносят на небо два ангела. В нижней части иконы стоят двенадцать апостолов и Богородица Мария, рядом с ними два ангела, указывающие на небо.
На облацех света вознесыйся,
и спасый мир,
благословен Бог отец наших.
В седьмое воскресение после Пасхи вспоминаются отцы Первого Вселенского Собора. Этот собор из 318 отцов был собран в Никее из-за Ария. Арий неправедно учил, что Христос был не Богом, но тварью. У Ария было много последователей, это учение внесло в церковный мир такую смуту, что одни христиане уничтожали других. На Первом Вселенском Соборе отцы рассмотрели учение Ария и Арий был низложен. Отцы же составили Символ Веры, который исповедуют христиане до сегодняшнего дня.
Пятидесятница приходится на восьмое воскресенье от Пасхи, а со следующего воскресенья идёт счёт неделям и воскресеньям от Пятидесятницы. Этот счёт идёт до Недели о блудном сыне, когда начнутся богослужения постной триоди и Великого поста.
Текст подготовлен Евдокией Поздняковой