В третью неделю Великого поста церковь празднует поклонение Честному и Животворящему Кресту. Проходя долгим путем сорокадневного поста, мы начинаем постепенно уставать и сникаем. Для того, чтобы мы приободрились и утвердились, выносится на середину церкви Честный и Животворящий Крест.
Этот Крест имеет символическое значение Древа Жизни, которое было посажено посреди Райского сада. В праздничном чтении на этот день говорится: «Как Древо Жизни посреди Эдема посажено было, так и отцы Древо Крестное посреди Четыредесятницы насадили».
Посреди Рая были два дерева, от которых нельзя было вкушать. Одно было деревом познания добра и зла, от него вкусили праотец Адам и праматерь Ева и изгнаны были из Рая, чтобы не вкусили они от древа жизни.
Прошли века, через много поколений пришел на землю Спаситель мира Иисус Христос. Его смерть стала жертвой за грех первых людей, если бы не было этой жертвы, Рай оставался бы закрытым. Но жертва изгладила грех, и стало возможно верующим во Христа вхождение в Рай. Поэтому церковь почитает Крест Господень как Древо жизни, благодаря которому открыт стал Эдем.
Поклоняясь Древу Крестному, мы вспоминаем страдания Христа, и, припадая ко Кресту, мы припадаем ко Древу Жизни, которое оживляет нас и вводит в Рай.
Богослужебные тексты крестопоклонной недели воспевают Крест, это не скорбные песнопения Страстной недели, это ликующие воззвания, гимны славы. Крест называется Живоносным, Древом Честным, отпирающим Эдем.
Адам и Ева призываются славить крест, вкусить от его плодов и приобщиться нетлению. Действием Креста отгоняются бесовские полки и ангельские чины веселятся. Ангельские войска созывают верных на поклонение, и верующие собираются вместе и празднуют.
Из-за дерева змия в древности был заперт Эдем,
Древо же Креста открывает Эдем всем.
Составление Евдокии Поздняковой