Праздник Сретения Господня (2/15 февраля) является великом двунадесятым праздником. Он завершает цикл Рождественских праздников. Слово «сретение» означает «встреча». Это долгожданная встреча человека с Богом. По народному календарю считают, что это «зима с весной встречаются».
По Закону Моисея все иудеи должны были своих первенцев, то есть первых сыновей, на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. При этом в благодарность Богу родители приносили очистительную жертву и жертву всесожжения. Закон этот был установлен в память исхода израильтян из Египта – освобождения от рабства, спасения тогда первенцев израильских от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли Младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух горлиц и двух птенцов голубиных. Кроме того Мария шла в храм, чтобы совершить обряд очищения, так как в течение 40 дней после родов женщина не должна была входить в храм и прикасаться к святыням. Богородица пришла получить очищение, хотя не нуждалась в нем, так как оставалась Девой.
В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. По преданию, он был одним их числа 70 толковников – переводчиков книг Ветхого Завета с древнееврейского языка на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи и дошел до слов: «Дева во чреве зачнет и родит сына», то усомнился в этом. Он взял нож и хотел соскоблить эти слова из текста, как тотчас явился ему Ангел Господень и удержал его руку со словами: «Ты не увидишь смерти, пока не увидишь исполнения этого пророчества». Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Он поверил словам Ангела и стал ждать пришествия Мессии. По преданию, он прожил в ожидании 360 лет.
И вот однажды, по внушению Духа Святого, старец Симеон пришел в Иерусалимский храм. Когда Мария с Иосифом принесли туда Младенца Иисуса, их встретил старец Симеон. Он взял Младенца Христа на руки и открылось ему, что это и есть Мессия. И тогда, славя Бога, он сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Родившегося Христа он называет светом для просвещения язычников, то есть всех племен и народов, и славою для своего народа, народа Израиля.
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божьей Матери, прорек Ей о Младенце: «Вот из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу», это значило, что Она будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать на Кресте.
Святой Симеон Богоприимец почитается в церкви покровителем детей, ему матери молятся о даровании здоровья и благополучия своим детям. Молитва Симеона Богоприимца теперь звучит за каждым всенощным богослужением.
Тут же, в храме, была и благочестивая вдова 84 лет, Анна – пророчица, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала в принесенном Младенце Спасителя мира и, подойдя, славила Господа. И говорила потом о Нем в Иерусалиме, всем ожидавшим Его пришествия.
Исполнив все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой в Галилею, в свой родной город Назарет. По дороге Иосифу во сне явился Ангел Господень и открыл, что нечестивый царь Ирод «ищет убить Младенца», и повелел следовать ему с семьей в Египет, где позднее Младенец возрастал и укреплялся духом.
Вот какое чудо вспоминается в праздник Сретения. Чудо встречи с Богом, чудо узнавания и удостоверения. Этого чуда встречи с Богом нам нужно дождаться и в своей собственной жизни.
Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном означало также встречу Ветхого и Нового Завета: Закона Божия, данного для соблюдения еврейскому народу, и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенной всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
О традиции установления постоянного празднования праздника Сретения существует церковное предание. В VI веке во время правления византийского императора Юстиниана был в стране великий мор и землетрясение. Одному праведнику было откровение о том, что нужно установить постоянное празднование Сретения Господня, как великого двунадесятого праздника. И после того, как на 40 день после праздника Рождества Христова 2 февраля (15 февраля по новому стилю), в Константинопольском соборе отслужили торжественное всенощное бдение и совершили крестный ход, язва и мор прекратились.
В праздник Сретение верующие проводят шествия с вынесенными из церкви свечами — как бы символизируя Свет, который принес в мир Спаситель.
В Русской Православной Церкви праздник Сретения Господня отмечается также как день православной молодежи.
Ольга Новоженина, экскурсовод музея-заповедника Царицыно