Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Нефалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Исайя 9, 1-2, 6)
За нарушение заповеди прародители были изгнаны из рая. Господь по милосердию своему тогда дал им обетование об Искупителе человечества. Пришествия Христа ожидали иудеи и язычники. Язычники бедствовали от безверия и зол и ожидали избавителя. Иудеи ожидали пришествия на основании пророчеств. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет, когда скипетр отойдет от Иуды. И скипетр был отнят от потомства Иуды и перешел к Ироду Идумеянину. Пророк Давид пророчествовал, что царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать. И явилось железное царство Рима, все разбивающее.
Рим простирал свой скипетр почти на все известные народы и соединял их в единую империю, Палестина сделалась римской областью. Римской империей правил Август, а Иудеею Ирод. Самое красивое песнопение об этом времени написано монахиней Кассией:
Августу единачальствующу на земли,
многоначалие человеков предста:
и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
многобожие идолов упразднися.
Под единем царством мирским гради быша,
и во едино владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесоревым:
написахуся вернии именем Божества,
Тебе вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
Август повелел сделать перепись по всей земле, и каждый отправился в свой родной город, чтобы записаться в списки. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, где хранились их родословные списки. Вифлеем прежде назывался Евфрафа, здесь родился царь Давид, поэтому Вифлеем назывался «городом царя Давида», здесь хранились списки царского рода царя Давида.
Город был переполнен пришельцами, и в гостинице не было места, Мария и Иосиф нашли приют в каменистой пещере, недалеко от источника царя Давида. Так исполнилось пророчество Исайи: «Сей вселится в высоце пещере камене крепкаго; убежище его неприступные скалы». В этой пещере Мария родила в полночь сына. В минуту рождения Сына Божия отверзлось небо, слава Господня осияла землю.
В Вифлееме не спали пастухи, внезапный свет осиял их, ангел Господень явился к ним и сказал: «Не бойтесь; я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».
В празднике Рождества Христова небо и земля соединяются, Господь приходит на землю, и человек восходит на небеса. Это называется «дивная мена», стихира на литии воспевает:
Небо и земля совокупишася, рождшуся Христу:
днесь Бог на землю прииде,
и человек на небеса взыде».
В этот день Бог становится видимым, о чем говорится в этой же стихире:
«Днесь видим есть плотию,
естеством Невидимый, человека ради».
У древних ветхозаветных евреев нельзя было изображать невидимого Бога. Рождество Христово делает Бога видимым, поэтому становится возможной не только словесное воспевания Бога, но и вся христианская художественная культура – мозаика, иконы и фрески.
И мы приносим славословие с ангелами и пастухами, в церкви поюще слова праздничных стихир:
«Слава в Вышних Богу,
и на земли мир:
дарова нам пришествие Твое,
Спасе наш, слава Тебе».
Текст подготовлен Евдокией Поздняковой по книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» и Праздничной Минее
Я бескорыстно и наивно
Люблю в рождественской ночи
Звезды осьмиконечной дивной
Ко мне летящие лучи.
Когда вся церковь замирает,
Раскрыты Царские Врата,
Стоит, земли не задевает
Крылатый ангел. И уста
Не движутся, но льются звуки,
Здесь небо снизошло к земле,
Благословляющие руки
Я ощущаю на челе.
И запах ладана и ели,
Свечей живые огоньки,
И страх, что невесомость в теле –
От прикоснувшейся руки.
Я с этим чудом в мир ступаю –
Надолго хватит! И на всех!
Сверкает в звездах ночь святая,
И блестки сыплются на снег.
Стихотворение Нины Карташевой