Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с.Льялово

Русская Православная Церковь. Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия.

Праздник Рождества Христова в старой Москве

К празднованию Рождества Христова было принято готовиться заранее духовно и телесно, постом и молитвой. Как тогда говорили: «Нельзя сразу праздновать, надо приготовляться, а то духовной радости не будет».

Время ожидания Рождения Спасителя приходится на самое темное время года. Во время Рождественского поста с 28 ноября дня апостола Филиппа до 6 января Рождественского сочельника верующие вкушали только растительную пищу и рыбу.

Непосредственная подготовка к празднованию Рождества начиналась за неделю до праздника. Нужно было подготовить свой дом, купить подарки, запастись едой для праздничного стола, украсить рождественское дерево. Здесь существовали определенные традиции.

Христианский дом, как и человеческую душу, нужно было обновить к празднику. Поэтому приобретались в дом новые вещи и расставались со старыми. Дома тщательно убирали, натирали полы, чистили образа. В убранстве дома использовали белые и голубые цвета: голубые рождественские скатерти и занавески, столовая посуда с голубой каймой, рождественские голубые лампадки.

Рождество принято было встречать всей семьей. Семьи были большие, кроме того, многие устраивали благотворительные обеды. «Для праздника принято кормить», – говорили тогда. Поэтому делали большие запасы праздничной еды. На рождественские распродажи выезжали иногда на нескольких санях. Со всей России в Москву тянулись обозы с продуктами.

Самый большой мясной торг был на Конной площади, там были многочисленные (иногда длинной в версту) торговые ряды, составленные из саней, с которых торговали. Отдельно были свиные ряды, где стояли свиные туши, припорошенные снегом, и чаны с солониной. Отдельно располагались поросячьи ряды, где продавали черных и белых молочных поросят. Торговцы кричали: «Звонкие – молошные! Не поросята – ангелы». Были птичьи ряды, где продавали гусей, уток, кур, дичь. Вешали товар на глаз, без весов. Свиную крошку и куски мяса охапками бросали нищим.

Праздновали тогда широко. Средняя московская семья к празднику покупала 2-3 свиные туши, 3 десятка черных и 2 десятка белых молочных поросят и еще птицу. Закупались все горожане; от фабричных рабочих, которые в складчину закупали санями, до одиноких и неимущих, которые традиционно получали к празднику благотворительную помощь. Легко представить себе эту картину, как кто-то везет на санях, другой несет в мешке на перевес, а третий волочит по снегу праздничные покупки.

На Рождество полагалось есть свинину. Эту традицию так объясняли: «Велели их есть на Рождество в наказание – не давали спать младенцу Христу».

Генрих Манизер «Ёлочный торг»

За три дня до Рождества начиналась продажа елок. Еловый торг был на Театральной площади. Там стоял целый запорошенный снегом еловый лес. Елка это рождественское дерево, ее устанавливают 6 января в Рождественский сочельник, а не на Новый год.

Рождественское дерево имеет глубокое символическое значение. Традиционно это дерево не плодоносящее, чаще всего дерево хвойной породы или даже просто сухие ветки. Оно символизирует человеческую природу, бесплодную, без Божественной благодати. С Рождеством Христовым человеческая природа преображается, становится способной творить истинное добро. Это и райское древо жизни. Поэтому его предписывалось украшать особым образом.

Рождественское дерево украшали вкусным и съедобным: яблоками, мандаринами, конфетами, орехами, а также игрушками, сделанными своими руками. Полагалось также его богато иллюминировать.

В 12 часов Рождественской ночи около елки собиралась вся семья, чтобы поздравить друг друга с праздником и обменяться подарками.

Последним строго постным днем был Рождественский сочельник, когда ели сочево (сваренные в меду зерна пшеницы). Предписывалось не есть в этот день до вечера до первой звезды.

Рождественский стол был преимущественно мясным. Подавали запеченных поросят, свинину с гречневой кашей, жареных гусей и уток, колбасы, мясные пироги и жирные щи. На столах стояли графины с наливками и сладкие десерты.

На Рождество было принято кормить нищих, убогих и заключенных.

Потом наступали Святки – святые дни. Когда по домам ходили дети и взрослые со специально сделанной Вифлеемской звездой, они славили родившегося Христа. В эти дни было принято принимать гостей и самим ходить в гости к родным и близким.

Рождество – это семейный праздник, оно ассоциируется с детством, теплом и уютом домашнего очага.

Это праздник победы света над тьмой. Рождественскую ночь часто называют Ночью света и чудес, когда можно духовно родиться заново вместе с младенцем Христом, начать все с начала. Небо открыто для человеческих прошений и молитв. Ведь в мир рождается Тот, кого величают Солнцем правды, Вседержителем, Царем Царей. И покорные Ему стихии замирают, в мире разливается неземной покой и тихий свет.

Раньше на Рождество чаще всего стояли сильные морозы, на ясном зимнем небе отчетливо были видны звезды, вокруг лежал скрипучий снег и сугробы, воздух как бы дымился. Все это вместе создавало особую атмосферу праздника. На улицах для согрева прохожих горели костры.

Повсюду устраивались народные гулянья. Строили снежные крепости, катались на санках с ледяных горок шириной иногда в 30 саней. В уличных балаганах давались вертепные представления, в которых добро побеждает зло.

Организовывались многочисленные детские елки и праздники. Давали благотворительные обеды.

К празднику Рождества многие писатели публиковали в газетах и журналах Святочные рассказы. Истории со счастливым концом, где добро побеждает зло и сбываются в Рождественскую ночь самые сокровенные желания, где даже самые обездоленные получают помощь и поддержку.

В эти дни радуется и ликует всякая тварь. Единственно, кто мучается и терзается в эти дни, – это силы зла. Они ходят как неприкаянные и ищут себе жертву, тех кто в эти праздничные дни следуют языческим обычаям (гадают и бесчинствуют).

Самый большой дар, который может принести человек родившемуся Спасителю, это дар любви, родившейся в свободном сердце.

 По материалам книги И. Шмелева «Лето Господне».

 

Написала Новоженина О.Б. экскурсовод музея-заповедника Царицыно